Незнайка в театре один. И это говорит о том, что режиссер нашел своего исполнителя — Дмитрия Герасимчука. В «Незнайке» он вдохновенно творит в рамках верно найденного сквозного действия. Его Коля-Незнайка мальчик непослушный, завирающийся, но, безусловно, творческий. Как его озорному пацанству, так и его перевоспитанию в конце истории — веришь без натяжек. Роль эта удачна для применения эксцентрической пластики молодого актера, хотя можно посоветовать ему воздержаться от излишнего гримасничания.
Нельзя сказать, что наши театры сплошь и рядом балуют детей спектаклями не только умными, душевными или праздничными, но еще и стильными. А вот премьерный «Незнайка» безоговорочно и в первую очередь покоряет именно стильностью! Художник-постановщик театра Александр Абманов облачил каждого героя сказки в свой характерный костюм в стиле нашумевших «Стиляг». Но — о чудо! — вся эта «кричащая» пестрота вписана художником-живописцем в безукоризненную целостную цветовую палитру сцены. Домом коротышкам служит гриб; вечнозеленой эстрадой — виниловая пластинка-подиум в раковине паутины, украшенной мерцающими каплями росы; буйная листва деревьев и цветы служат Огуречному городу покровом; а голубая река — не только живой преградой между жителями городов малышей и малышек, но и «волнами славы», в которых буквально купается главный герой сказки.
Абманов — сценограф с редким даром инженерной мысли. В его «Капитане Фракассе» потряс воображение колыхающийся под всадницей-герцогиней кукольный конь и театрик комедиантов — родом из «Маскарада» Головина. В «Незнайке» же вопль детского восхищения встречает подъем героев над уровнем сцены в корзине с воздушным шаром, а героический Незнайка по-настоящему гоняет в автомобиле, сконструированном двумя немецкими инженерами Винтиком и Шпунтиком. В исполнении Михаила Черкашина и Ивана Михальченко это такие себе Добчинский и Бобчинский.
Похожие функции у двух героинь спектакля — Мушки и Кнопочки (Виолетта Гапанович и Нина Хижная). Актрисы пластичны, танцевальны, и каждая из них, не повторяя другую, смогла создать свой образ поклонницы «Элвиса» из Огуречного города. Их зажигательное трио с «Элвисом» — Гуслей (Богдан Шапкин) на премьере сорвало аплодисменты зала! И все же в этом трио выделю Нину Хижную. За ее хрупкой фактурой кроется необычайный сценический кураж. Каждое движение своей Кнопочки-стиляги, каждую ее комическую гримасу актриса доводит до отточенности сценического знака. Ее игре свойственна вдохновенность и точность.
С каждым новым спектаклем А. Ковшуна все легче узнается его почерк. К нему в «Незнайке», безусловно, относится Жук-трансформер (Владимир Царьков) — образ-пародия или театральный капустник на тему ТЮЗовских штампов. Царьков же играет Знайку этаким симпатичным «англичанином», как будто только что из колледжа. Валентину Михайленко сам образ его героя — посредственного, но напыщенного рифмоплета Цветика — дал удивительное поле для жизненных ассоциаций и наблюдений. Не потому ли, показалось, что актер еще не нашел ту меру спасительного чуть-чуть и пережимал с характерностью прожженного «эстета»? К тому же, детям-то как раз такая уничижительная ирония по отношению к коллегам по эстетическому фронту и непонятна.
Наравне с Александром Абмановым в успехе спектакля «виновата» Елена Приступ. Это она выступила балетмейстером «Незнайки», без устали репетировала с актерами их номера и добилась от исполнителей фантастической слаженности. Кое-где актерская техника позволяет даже демонстрировать зрителям класс акробатического рок-н-ролла. В рефреном проходящей через спектакль мизансцене-сороконожке коротышек ни один из актеров не сбивает линию! Этому мог бы позавидовать даже кордебалет театра оперы и балета. По сути, представленный спектакль — детский мюзикл. Ведь актеры не только танцуют, но и много поют вживую. В качестве исключения только ансамбли записаны на фонограмму. Подчеркну, что в новогодние праздники новорожденного «Незнайку» будут играть очень часто, а значит, такая честность театра со своими зрителями, такая полнота актерской отдачи — уже почти подвиг!
Спектакль — новогодний подарок харьковчанам так и брызжет юной энергией. И это неудивительно, если принять во внимание, что самые младшие его участники — студенты университета искусств им. И. Котляревского, да и «самые старшие» (Руслан Романов и Роман Фанин, играющие Папу и Пилюлькина) — совершенно не вяжутся с этим статусом. К слову, образ Пилюлькина оказался в спектакле вторым по яркости и значимости, где все гармонично: и джазовый рокочущий баритон с коротышками на бек-вокале и неутомимые гэги с ведерком йода и квачом. К слову, хохмы и гэги родом из немого кино, разнообразные подзвучки ударов и падений в спектакле (специалист по трюкам Армен Калоян) заставляют вспомнить классику комедийного жанра: от фильмов Данелии до масок-шоу Делиева.
А мораль постановки представлена в финале более, чем прозрачно: мальчик Коля, примерив на себя сказочного Незнайку, даже вернувшись к прежней жизни, не отказался от стиляжной анилиновой рубашки, а главное — от нового мировоззрения. «Чего вы сидите? Идите домой и читайте продолжение. Ведь интересно же!» — в игровой форме провоцирует детей эпохи Интернет «такой же, как они», герой. И в этом корректировании мировидения проглядывает концепция современного Театра для детей и юношества — театра, который с новой командой во главе готов под видом яркой, развлекательной игры формировать вкусы и пристрастия детей, принимать участие во взращивании в них нравственного закона.