В Германии открывают выставку “Тинторетто: рождение звезды”
В преддверии 500-летия со дня рождения гения Музей Вальрафа-Рихарца в Кельне развернул беспрецедентную выставку “Тинторетто: рождение звезды”, отражающую раннее, считающееся наиболее ярким и интересным, творчество этого представителя венецианской школы позднего Ренессанса. На ней можно узнать и о не известных ранее фактах, касающихся творчества Тинторетто. Эти сведения всплыли благодаря исследованию, проведенному группой кельнских ученых-искусствоведов под руководством Роланда Кришеля.
“Он хотел совершить революцию в венецианской живописи. Он не признавал плоскостных композиций, стремясь с помощью света “выхватить” фигуры из картины”, – поясняет Роланд Кришель. Тяга к изображению пластичных фигур в вычурных позах, совершенно новое понимание пространства, сложность ракурсов, драматизм и глубина композиционных решений, – художественный стиль юного и не сомневающегося в своей гениальности Тинторетто буквально взбудоражил Венецию.
Тинторетто обращался к маньеризму – художественному стилю, который выражается в нарушениях ренессансной гармонии и сбалансированности, а также использовании сильных цветовых контрастов. Этот живописец вообще заработал себе репутацию не только быстро и продуктивно работающего, но также провокационного и изобретательного художника. Недостатка в заказчиках у него не было. Клиентов подкупал не только талант Тинторетто, но и его необычные идеи и применявшиеся им хитроумные трюки.
Долгое время считалось, что Тинторетто был трудолюбивым художником-одиночкой, однако это не так, говорит Роланд Кришель. Искусствовед утверждает, что на самом деле уже в ранние годы этот живописец был субподрядчиком. Впрочем, в те годы многие крупные художники – в том числе, Тициан – имели ассистентов. По словам Кришеля, таким помощником уже в начале своей деятельности обзавелся и Тинторетто.
Джованни Галицци, которому была отведена эта роль, искусствоведы долго считали художником, просто копировавшим Тинторетто. Но оказывается, Галицци ассистировал мастеру. Одним из полотен, к которому он приложил свою руку, стала картина Тинторетто “Лабиринт любви”, указывает немецкий эксперт: согласно сведениям, полученным в результате проведенного под его руководством исследования, фигуры людей на этом холсте изображены не Тинторетто, а Джованни Галицци.
Подготовила Ольга Тараб