«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»

12.06.2017 07:49   -
Автор:
РОМАН В ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТАХ
Заместитель директора по научной работе Харьковского художественного музея Лариса Абраменко:
—Из выставочных проектов, которые мы осуществили вместе с культурно-деловым центром «Рубаненко и партнеры», можно сложить целый роман, крайней страницей в котором будет эта выставка. Для сотрудников музея работа по сбору произведений для тематических выставок — обычное рутинное занятие, но, работая над этим проектом, я столкнулась с удивительной заинтересованностью: после того как окончился предварительный отбор, еще недели две ко мне приходили сотрудники фондов и говорили: «А ты помнишь, у такого-то художника машинка есть?», «А не нужны ли тебе работы с изображением корабликов на речках Харькова?» В результате мы подобрали работы так, что развитие городского транспорта в разные периоды его существования стало действительно видимым. Живопись, графика, керамика, начиная 20‑ми годами и заканчивая 90‑ми прошлого века, — в этом длительном промежутке времени ощущается определенный жанр жизни нашего города, и, честно говоря, немного жаль, что идея создания такой выставки не пришла в голову сотрудникам музея, но рада, что она пришла в голову нашим партнерам. Когда я увидела этот изорассказ, возникший благодаря нашим работам и работам из частных коллекций, пришла в неописуемый восторг, а после открытия выставки слышала только положительные отзывы и заинтересованность людей, еще не успевших ее посетить.
—А часто ли случается, что авторы или галеристы предлагают проекты, о которых не догадались в музее?
—Художники — нет, а вот идеи, которые предлагают Рубаненко Людмила Васильевна и Леонид Иванович, очень оригинальны, оригинальными же получаются и их воплощения. Например, выставка «Подсолнухи» или долгосрочный проект «Харьковские династии». Уже сейчас нам известен проект, планирующийся на осень…
СЮРПРИЗЫ БУДУТ!
Валерий Грубарь, член Клуба всех возможных художников «Гостиная на Дворянской», коллекционер:
—Мы с женой, Кариной Мовсесян, давно коллекционируем живопись — и старую, и современных художников Харьковщины. Так, нашли полтора десятка работ, на которых изображен транспорт, причем запечатленный на фоне домов, которых уже и на улицах-то нет. Благодаря «Гостиной на Дворянской» их увидело большое количество людей. При этом кто-то вспомнил о прошлом, а кто-то, еще не родившийся в то время, когда они писались, рассматривал их с не меньшим интересом. Все вынесли из зала какие-то впечатления, иных, вероятно, они натолкнули на какие-либо мысли. Но о мыслях, которые обуяли нас, когда Людмила Васильевна и Леонид Иванович, страстный любитель ретротехники, предложили объединить художественную выставку, ей посвященную, с реальной демонстрацией таковой на площади Свободы, честное слово, стоит говорить отдельно и не в двух словах!..
—Понятно, значит, пройдет годик-другой, и Вы вынете на свет Божий из личных запасников очередные раритеты?
—Мы постоянно участвуем в выставках и всегда стараемся подобрать что-то невиданное, если можно так сказать. Например, на выставку, посвященную Шевченко, представили работы, написанные 50 лет назад, к предыдущему юбилею. А еще — «Соняшники»; куда мы только ни возили эту выставку, и в столицу тоже, а всего-то, казалось бы, цветок… но какой полезный! По крайней мере, на картинах всем понравился. А в запасе у нас, вы правы, есть что показать, примерно 100 работ харьковских художников.
—То есть сюрпризы будут!
—Да, даже Людмила Васильевна однажды сказала: «Как хорошо, что в «горячий момент» можно всегда не просто найти, а выбрать тематические произведения, не выходя из Гостиной.
«ВЫ, ХАРЬКОВЧАНЕ, ВСЕХ СДЕЛАЛИ!»
Дмитрий Харченко, соорганизатор Ретро Слета — 2017 и выставки «Транспорт старого Харькова»:
—Видимо, в прошлом году звезды расположились так, что интересы харьковского Ретро Слета, организатором которого я являюсь, и Леонида Ивановича Рубаненко, соучредителя культурно-делового центра «Рубаненко и партнеры», совпали, надеюсь, надолго. Леонид Иванович давно интересуется ретротехникой; не так давно семья подарила ему «Волгу», «Марту», которая приехала из ГДР, где в свое время «служила». В 2016 мы провели Слет для таких вот волговедов, волговодов, волгофилов. А когда планировали, как в мае 2017‑го будем проводить ХаРС, второй соучредитель культурно-делового центра Людмила Васильевна Рубаненко предложила: «Почему бы нам за неделю до Слета, в Ночь музеев, в которой также участвует Корпорация, не совместить два проекта: показать харьковчанам улицы города с изображением на них, как правило, харьковскими художниками, транспорта?» С этой идеей обратились к директору Художественного музея Валентине Васильевне Мызгиной, знакомым коллекционерам — все идею поддержали. И в Ночь музеев с культурной программой, викторинами, призами, при большом стечении народа, которое, надеемся, будет до 15 июня 2017 года в «Гостиной на Дворянской», посетители увидели выставку картин и керамики уже не существующего Будянского фаянсового завода, с изображением Южного вокзала 1936 года и 1953 года постройки, где есть трамвайные пути, и их уже нет; различные пейзажи харьковской глубинки, на которых пашут трактора и пылят грузовики; графику, проследившую, как по разрушенному Харькову в 1943‑м едет старенькая полуторка; даже картину, на которой Михаил Кошкин и Александр Морозов обсуждают конструкцию нового танка на фоне своего детища… Но главное, пожалуй, даже не это. Мы получили то, что сейчас называют «синергия», когда 1+1=3, то есть в «Гостиной на Дворянской» есть свой круг общения, поклонники, атмосфера. У нас, организаторов ХаРС, тоже свой круг поклонников-автолюбителей — это немного грубоватые мужчины, с, может быть, огрубевшими и засаленными руками от возни с машинами. Мы больше живем в гаражах и у нас есть сокровенное: наши любимые железки, своеобразно пахнущие маслом и выхлопом. Но, оказывается, эти железки могут быть так чудно изображены творческими людьми! В результате мы расширили кругозор наших харьковских поклонников ретро-транспорта, а они узнали нас в таком необычном амплуа. Потом те же самые поклонники изобразительного искусства, никогда не обращавшие внимания на старые машины, увидели их сначала на картинах, а через неделю пришли к нам на Ретро Слет и увидели их вживую. Это очень показательный пример того, как надо расширять кругозор, свое видение пространства и вместе с тем искать новые формы общения, в чем и состоит уникальность выставки. На торжественном приеме участников Слета в зале Гостиной гости из других городов наперебой говорили: «Ну вы, харьковчане, конечно, всех сделали!», мол, мы делаем и то, и это, лучше — хуже, но чтоб вот так, соединить искусство и железо!.. Понимаете, в Харькове, да и не в Харькове, никто уже эту выставку не повторит, моветоном считается повторение чужой идеи, поэтому подобное уникальное событие повторится в лучшем случае лет через 50.
ДВА КОЛЕСА ВОЗЯТ ДУШУ
Сергей Бондарь, организатор мото-площадки Харьковского Ретро Слета — 2017:
—У меня на душе самые приятные впечатления от такого многовекторного проекта. Во-первых, тема МADE in USA, в смысле американского автопрома мне очень близка, всевозможные мотоциклы — советские, американские, немецкие — это мое. Так у нас на ХаРС Harley Davidson, начиная с 1942 года, можно было сравнить старые с новыми машинами, увидеть, что поменялось технически, визуально и т. д. Во-вторых, на прошлых Ретро Слетах я был посетителем, в этом году по совместному проекту с «Гостиной на Дворянской» понял, что участвовать самому — это интересно, захватывающе, думаю, что и в дальнейшем буду сие продолжать. В-третьих, никогда не думал, что моя мечта осуществится таким оригинальным способом: отобразится на картинах, в керамике, фото. Мне было очень приятно видеть себя на телеэкране, давать интервью, рассказывать людям о коллекции мотоциклов, доказывая, что она не просто стоит в гараже, а по-прежнему в эксплуатации, как у меня, — это здорово, классно и неповторимо! Такие мотоциклы для души, едешь и получаешь удовольствие.
—А семья не просится прокатиться?
—Просится, но я сам езжу. …Конечно, мотоциклы можно считать бизнесом, их же можно купить, продать. И в то же время мотоцикл — это мечта. В наших кругах считается продать любимый мотоцикл — продать мечту… Иногда спрашивают, на что похоже это увлечение? Скажу: это целая философия, кто ездит на мотоциклах — немного другие люди, ну а разве увлеченные люди в принципе, независимо от темы увлечения, не другие? Просто мы ездим на двух колесах, в остальном такие же люди, как и все. Как говорят мотоциклисты: четыре колеса возят тело, а два колеса возят душу. Так вот мы — на двух колесах.
РАДИ ДРУЖБЫ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Людмила Рубаненко, хозяйка Гостиной:
—Слухи об объединении на первый взгляд необъединяемого: с одной стороны — специалистов и любителей ретротехники, которые прилагают очень много сил, времени и средств для того, чтобы ее восстановить и показать уникальные образцы, с другой — объединение их с людьми искусства, поклонниками живописи, керамики, на самом деле далеко не необычно и не неестественно для «Гостиной на Дворянской». Наоборот, это естественное объединение, потому что сама Гостиная называется Клуб всех возможных художников, и в Гостиной художниками считаются те, кто творчески относится к своему делу, несет информацию о своем увлечении, хобби, жизненном кредо людям и пытается сделать мир чуть-чуть добрее и лучше. Так основополагающие принципы, на основании которых объединилась Гостиная, подходят и для любителей ретротехники. Они попали в понятие, если хотите, художников, потому что точно так же любят старинные автомобили и хотят делиться с окружающим миром своими привязанностью, гордостью, любимым делом, как художники — своими. После открытия выставки «Транспорт старого Харькова» у нас в городе мы с Леонидом Ивановичем приняли участие в ретрофестивале «Леополис Гран-при» во Львове. Здесь я ощутила, насколько интересно и жителям Львова, и его гостям знакомство со старинной автотехникой: автомобилями, мотоциклами, автобусами ушедших лет. Огромное количество людей прошло по парку культуры и отдыха имени Богдана Хмельницкого, чтобы прикоснуться к истории автомобилестроения в мире. Как рассказали организаторы, кроме представителей украинских городов, многие были из других государств — Польши, Литвы, Эстонии, Венгрии, Италии, Германии. И с моей точки зрения, не только объединение искусства и ретротехники произошло в Харькове и во Львове, но и объединение Украины в Украине, — так явно проступало взаимопроникновение идей, мыслей. Оказывается, всеобщая любовь к автомобилям приводит к обмену мнениями, укреплению дружбы не только внутри нашей страны, но и между соседями. Это здорово, уверена, что Харьков покажет себя и в таком направлении.