В режиссерском тренде — женская классика, а главный приз по театральной критике Харьков вручил Львову
В этом году конференция не только подтвердила статус всеукраинской, но и подала заявку на статус международной (в программе — доклады из Москвы и Таллина). Кроме преподавателей и студентов ХНУИ им. И. Котляревского, в работе конференции приняли участие аспиранты столичных вузов и институтов О. Дорофеева и А. Пашкевич (КНУТКиТ им. И. Карпенко-Карого и Института проблем современного искусства), завлит Полтавского областного академического театра кукол Е. Ткаченко, и — по сложившейся традиции — студенты кафедры театроведения и актерского мастерства Львовского национального университета им. И. Франко. Свои доклады вынесли на обсуждение представители харьковской театральной общественности: актриса театра им. Т. Шевченко и руководитель театра «Винора» И. Кобзарь, завлит академического театра им. Т. Шевченко Е. Лыбо, актрисы академического театра кукол им. В. Афанасьева С. Гукасян-Коробейникова и Е. Грабина и завлит того же театра И. Лобанова. Научный ценз конференции поддержала ее постоянная участница, представительница Центральной научной библиотеки ХНУ им. И. Каразина Ю. Полякова. Также среди участников в этом году двухдневного форума — преподаватели и студенты академии культуры.
Тематический диапазон докладов на конференции в этом году проходившей под девизом «Театр как синтез науки и искусства»: воспоминания об учителе, чьей памяти посвящена научная акция, театральная педагогика, история и современность драматического театра в Украине и за рубежом, поэтический пластический театр, театр анимации как вид театрального искусства и связи театра с кино и телевидением. Обязательную рубрику этой конференции — творческую встречу с креативным представителем театра Харькова — в этом году заполнил руководитель и драматург негосударственного «Театра на Жуках» Дмитрий Терновой. В общении с гостями и участниками конференции Дмитрий привел множество интересных фактов недекларативной, а действительной евроинтеграции его театра и драматургии, поделился опытом организации международных фестивалей, а также презентовал издания своей драматургии. По материалам конференций памяти Е. Русаброва кафедрой театроведения планируется издание текстов лучших докладов и других материалов конференции к пятилетнему юбилею научных чтений.
Второй день всеукраинской международной конференции совпал с празднованием Харьковом (и всей театральной общественностью Украины) 130-летия со дня рождения гениального реформатора украинской сцены Леся Курбаса. Несмотря на «нелетную» погоду, к пантеону семьи Курбаса на 13-м городском кладбище возложили цветы и венки руководители основанного Лесем Курбасом театра «Березиль» — ныне драматического театра им. Т. Шевченко, а также театра для детей и юношества и русского драматического театра им. А. Пушкина. С речами выступили официальные лица от театрального факультета университета искусств им. И. Котляревского и ячейки Союза театральних деятелей в Харьковской области. Прекрасно, что высокие традиции старших коллег подхватывают молодые — актеры театра им. Т. Шевченко и студенчество.
На второй день работы конференции были прослушаны доклады, а также — по традиции — состоялся просмотр новой интересной театральной работы города (в этом году — «Житейское море» на сцене театра им. Т. Шевченко) и его обсуждение учасниками конференции. Так сложилось, что оно, по факту, оказалось и первым обсуждением спектакля фестивальной программы «Курбалесия». Организаторы фестиваля: глава союза театральных деятелей Сергей Бычко, директор Дома Актера Игорь Арнаутов, преподаватели кафедры театроведения университета искусств им. И. Котляревского Елена Лыбо и Ольга Дорофеева в этом году запланировали провести «Курбалесию» не в стандартном конкурсном формате среди харьковских и приглашенных негосударственных театров. Вместо этого практически все харьковские театры принесли в дар юбилею Курбаса по своему лучшему премьерному спектаклю. Получился смотр государственных и негосударственных коллективов не на конкурсной, а на панорамной основе.
Спектакли гоударственных и негосударственных театров, а также партнер фестиваля — учебный театр ХНУИ им. И. Котляревского.
Конкурс юных театральных критиков, главная награда в котором — премия им. Е. Русаброва — проводился в этом году во второй раз. Уже второе десятилетие подряд Харьков поддерживает статусность театрального центра, проводя всеукраинские конкурсы студентов-критиков в рамках фестивалей «Театрон» и «Курбалесия». В первом призовом конкурсе им. Е. Русаброва харьковчане состязались с киевлянами, а в нынешнем — трое львовян: Маргарита Пидлужная, Ольга Смульская и Алексей Паляничка соревновались в умении анализировать явления театрального процесса с харьковчанами Галиной Шамариной и Игорем Михеевым. Жюри у конкурса было исключительно харьковским (кафедра ЛНУ получила приглашение, но в силу объективных причин не смогла делегировать на фестиваль своих представителей). В состав жюри вошли: театровед, преподаватель ХНУИ им. Котляревского и редактор отдела культуры газеты «Время» Александр Анничев и редактор журнала «Губерния» Юрий Хомайко. В этом была прямая логика, ведь и Анничев, и Хомайко — некогда коллеги Русаброва в работе секции театральной критики при СТД Харьковской области. Модератором конкурса выступила театровед Ольга Дорофеева.
За экспертным мнением о контенте фестиваля мы обратились к гостю из Львовского Национального университета им. И. Франко, среди конкурсантов-критиков — бесспорному лидеру в обсуждениях на всеукраинских фестивалях Алексею Паляничко.
—Наиболее интересными показались следующие спектакли. «Звериным историям» негосударственного «Театра 19» в постановке Игоря Ладенко свойственна стабильно высокая и оригинальная работа актерского ансамбля. В этом спектакле оптимально сблансированы условно-эксцентрическая форма и содержание притчи. Отмечу сразу две постановки О. Дмитриевой и Натальи Денисовой: «Вишневый сад» в академическом театре кукол им. В. Афанасьева (самая высококультурная, по всем составляющим театральной работы, ансамблевая, по-чеховски прозрачная и стильная работа театра) и «Матушка Кураж» в учебном театре «Анима» ХНУИ им. И. Котляревского (актуальная проблематика и высокопрофессиональная форма, заданные постановке режиссером и художником, ставят перед студентами задачу не учебного масштаба, скорее «на вырост»). Также назову две режиссерские работы Ольги Туруты-Прасоловой. «Тени забытых предков» — спектакль Творческого пространства «І. гра» как любопытную постановку с множеством режиссерских и сценографических образных находок, но, увы, несложившимся актерским ансамблем. Премьера «Чайки» того же режиссера, которой символично «стала на крыло» малая сцена государственного русского драматического театра им. А. Пушкина, — куда удачнее и в целом входит в тройку сильнейших работ фестиваля.
—В плане репертуарной тенденции на фестивале лидировала драматургия классиков: И. Карпенко-Карого (сразу две государственные сцены города — ТЮЗ и театр им. Т. Шевченко — выдвинули на «Курбалесию» свои свежие постановки: по «Хозяину» и «Житейскому морю» корифея украинского театра) и А. Чехова. Алексей, по твоему мнению, Чехов — изюминка харьковского театрального процесса. Но ведь так понравившиеся тебе спектакли «Вишневый сад» и «Чайка» — каждый по-своему своеобразны?
—Конечно. Работа академического театра кукол интонационно очень светлая, пронзительная. Чехов у Дмитриевой — гуманный автор, сочувствующий своим героям, которые, как дети — не ведают, что творят. В русском академическом театре Чехов у Туруты-Прасоловой интонационно жесткий, критичный по отношению к явлениям действительности, а все персонажи «Чайки» — однозначные циники. Интересным показался образ Треплева, в такой трактовке тоже «раздвоившийся» между истиной и конформизмом. В варианте театра финал истории Кости — моральное, а не физическое самоубийство. Он просто становится таким, как все.
***
Кроме того, в фестивале впервые приняли участие: Национальный театр оперы и балета с премьерным, впечатляющим виртуальными эффектами в сценографии спектаклем «Флория Тоска» по опере Дж. Пуччини (режиссер А. Калоян, сценограф Н. Швец), и академический театр музыкальной комедии с постановкой «Проделки Ханумы» Г. Канчели (реж. И. Коваль). Среди негосударственных театров участниками фестивальной программы стали: театр «P.S.» со своим уже хорошо известным спектаклем «Сойчине крило», Малый театр марионеток со спектаклем «Чорно-Білл», Театр «Может быть» с работой «Спасательный круиз», «Новая сцена» со спектаклем «Дура-любовь», Открытый театр с моноспектаклем «Оскар и Розовая Дама» и театр «Мадригал» с постановкой «Король и шут».
Как стало известно 5 марта, в день закрытия фестиваля, приз им. Е. Русаброва увезла во Львов студентка 2 курса львовского университета Маргарита Пидлужна. Дипломом первой степени была награждена харьковчанка, первокурсница Галина Шамарина. По словам А. Анничева: «У всех соревновавшихся участников конкурса были по-своему высокие шансы на победу, что усложняло выбор жюри: харьковчанин И. Михеев давал всегда точные, взвешенные оценки спектаклям, но ему не хватало красноречия и выдержки регламента в аргументации своих впечатлений, львовяне О. Смульская и А. Паляничко работали на обсуждениях увереннее и живее, но последний конкурсный день потеснил с лидерского пъедестала уверенно шедшего к нему А. Паляничко в пользу стабильно глубоко разбиравшей спектакли с точки зрения режиссерских структур М. Пидлужной. Второе же место на конкурсе уверенно закрепила за собой только начинающая, но эрудированная и талантливая Г. Шамарина».