Валерий Золотухин: не могу жить без работы
У Золотухина была диагностирована неоперабельная опухоль мозга.
Церемония прощания с Валерием Золотухиным состоится в Театре на Таганке во вторник, 2 апреля, а похоронят его в Алтайском крае, в селе Быстрый Исток, где он родился.
Валерий Золотухин родился 21 июня 1941 года в семье председателя колхоза.
Первый раз об актерских способностях Валерия Золотухина заговорили именно в его родном алтайском селе. Валерий Сергеевич вспоминал, что, когда мама уходила работать в поле, его, еще совсем малыша, привязывали веревкой к порогу, чтобы не уполз. Тогда он стал петь песни. Проходящие мимо люди угощали мальчишку молоком и хлебом, это был его первый гонорар.
А потом случилось несчастье: 7-летний Валера выпал из окна второго этажа дома и сильно ушиб ногу. Неправильное лечение и приговор: ты никогда не сможешь ходить. Как потом признавался сам Золотухин, эта болезнь закалила его характер, ведь в детстве он мечтал стать артистом, но в итоге три года был прикован к постели и учился ходить на костылях, не реагируя на насмешки одноклассников.
Потом молодой Золотухин поехал покорять Москву. И у него получилось, причем с первого раза. Сельский паренек поступил в ГИТИС. Это произошло в 1963 году. После этого он год проработал в Театре имени Моссовета, а затем перешел в Театр на Таганке.
Первую известность Валерий Золотухин получил в 1965 году после роли красноармейца Трофимова в фильме Владимира Назарова «Пакет». Затем он снимался в картинах «Хозяин тайги» (1969), «Пропажа свидетеля» (1971), «Бумбараш» (1972), «Предварительное расследование» (1973), «Царевич Проша» (1974), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976).
В 80‑е годы Золотухин также много снимался, хотя заметных ролей, как в 70‑е, у него не было.
Он был одним из любимых артистов выдающегося режиссера, основателя Театра на Таганке Юрия Любимова, который в начале работы над новой постановкой нередко предлагал Золотухину самому выбрать себе роль. Валерий Золотухин мог сыграть все. И лучшим тому доказательством стал любимовский спектакль «Пир во время чумы». В нем артист мастерски играл сразу четырех разнохарактерных персонажей.
В Театре на Таганке Валерий Золотухин исполнил и свою последнюю роль, притом самую сильную. Это была главная роль в спектакле «Король умирает», поставленном известнейшим польским режиссером Кшиштофом Занусси.
«Я, прежде всего, человек театра: актер, я считаю, виден только на сцене», — так говорил Валерий Золотухин и стремился передать свою любовь к сцене молодым артистам. В последние годы актер вновь стал появляться на телеэкранах, в том числе в сериале «Участок», фильмах «Ночной дозор» и «Дневной дозор», а также в экранизации «Мастера и Маргариты». За свою актерскую карьеру он сыграл более чем в 80 фильмах.
Последние 10 лет жизни он возглавлял Молодежный театр Алтая в сибирском городе Барнауле.
После ухода директора и художественного руководителя Театра на Таганке Юрия Любимова в июле 2011 года Валерий Золотухин был назначен директором с функциями художественного руководителя театра. Он относил себя к типу людей, которые не могут жить без работы.
Личное
Валерий Золотухин официально был женат дважды. Будучи молодым, он связал себя узами брака с молодой актрисой Ниной Шацкой. Однако их брак оказался недолговечным. Плодом любви супругов стал сын Денис, который выбрал путь священника.
После разрыва с Шацкой, которая вышла замуж за Леонида Филатова, Золотухин женился на скрипачке Тамаре. Но этот союз дал трещину, и многие годы Валерий Сергеевич жил на две семьи. У него была официальная жена, которая знала о связи супруга с молодой актрисой Ириной Линдт. Именно Ирину Линдт актер считал настоящей женой.
Ирина призналась, что Золотухин был лучшим человеком, которого она знала в своей жизни. «Он был очень чутким, заботливым. Он был лучшим папой на свете, несмотря на то, что, может быть, ему не так часто удавалось проводить время со своим сыном. Но, тем не менее, он любил его бесконечно. Так же и Ваня к нему относился. Когда люди долго живут, накапливается много разных вещей — и хороших, и плохих. Мы были вместе 15 лет, и за это время мы не поссорились ни разу. Могли спорить, еще что-то… И все, что осталось в моем сердце, — это бесконечная любовь к нему и бесконечная благодарность за все, что он сделал для нас с вами. Про то, какой он был артист, я думаю, скажут другие. А человек он был совершенно уникальный», — рассказала последняя любимая женщина актера.
Последний фильм
«Вий 3D» — экранизация гоголевской повести, в которой Золотухин сыграл свою последнюю роль, может выйти в прокат осенью этого года, передает РИА Новости.
«Фильм закончили. Картина — бомба. Роль Явтуха — самая яркая из казаков, Золотухин сделал ее бесподобно… Осенью, надеемся, выйдет в прокат… Решение будет в июне», — сообщил Алексей Петрухин, руководитель кинокомпании Russian Film Group, занимающейся производством картины. Он признался, что был очень рад по-знакомиться с Золотухиным и возможностью работать с ним.
Также Петрухин рассказал, что Золотухин решил принять участие в этом фильме, руководствуясь «знаками».
«Он и на проект-то попал, по знакам… Я передал ему сценарий, он сказал, что посмотрит, что картина неоднозначная и надо подумать…
Но в этот день он зашел в книжный магазин и увидел свою книгу рядом с книгой Н. В. Гоголя «Вий»… И тут же позвонил и сказал: «Работаем!»
О нем
Коллеги артиста вспоминают, что актер всегда был таким: упорным и целеустремленным. Именно эти качества помогли молодому человеку стать всенародно любимым актером.
Влад Маленко, актер московского Театра на Таганке: «Он просто подчинил весь свой организм определенной программе, без которой он уже не мог. То есть встать, помолиться, постоять на голове, сделать зарядку, начать писать, потом в театре репетировать, вечером спектакль, потом ночью переезд, там съемка, обратно в театр, сыграть, переезд, там съемка, сыграть, ночью писать, здесь это, влюбиться и обязательно завоевать еще параллельно женщину, съемка, писать, театр, завоевать эту, значит, женщину, родить от нее ребенка, съемка, театр. Это машина. Золотухин — это машина, это не человек. Такая машина, которая в какой-то момент просто надорвалась».
Вениамин Смехов, актер Театра на Таганке: «Он рвался оттуда, из этого истока речушки. Так рвался, что природа отступила, развела руками и сказала: ну, Золотухин, ты — золотой, вот тебе, пожалуйста, дорога, давай».
Бывший руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов считает, что Валерию Золотухину не стоило соглашаться на должность худрука театра после его ухода. Он считает, что именно это ускорило его смерть.
«Зачем Людмила Ивановна Швецова предложила Валерию Золотухину занять место худрука в Театре на Таганке, а тот полез в эту петлю, да и еще в такой непростой период? Ведь Золотухин был артист, а не руководитель театра, это совершенно разные профессии», — сказал режиссер. Любимов подчеркнул, что всегда считал Золотухина очень талантливым актером.
«Я взял его как талантливого поющего артиста. Я доверял Валерию Золотухину ведущие роли во многих спектаклях. В его послужном списке — «Герой нашего времени», «Мать», «Дом на набережной», «Вишневый сад», «Борис Годунов», «Живой», «Доктор Живаго», «Марат и маркиз де Сад» — и это лишь часть его работ. Золотухин играл в «Добром человек из Сезуана», с которого почти 50 лет назад начиналась Таганка. И в одном из последних поставленных мною спектаклей — «Мед» по поэме Тонино Гуэрры», — рассказал Любимов.
Артист Олег Басилашвили: «Это ужасная потеря — смерть Валерия Золотухина, выдающегося артиста, писателя и вообще очень интересного человека. Мне с ним давным-давно удалось как-то сниматься в кино, и мы даже подружились. Он произвел на меня впечатление очень опытного и четкого киноартиста, а у меня опыта в кино еще не было, и я учился у него, глядя на то, как он работает. Потом мы с ним встретились и на сцене в театре — он потряс меня как очень требовательный к себе артист. Я никогда не видел, чтобы он был доволен собой после спектакля. Он всегда находил какие-то недостатки в своем исполнении, с досадой махал рукой на попытки его успокоить и говорил: «Нет-нет, это было плохо, очень плохо». И это признак хорошего артиста, который стремится к идеалу, а он недостижим. Вот таким он был».
О себе Валерий Сергеевич говорил:
«Линия жизни моя, она достаточно прямая и ясная. Укладывается она от портала до портала Театра на Таганке — 13 метров, 13 шагов всей моей линии».