Век живи, век ищи!..

25.10.2017 07:59   -
Автор:
ВАРВАРА
—В принципе, — говорит биограф Варвары Каринской и автор книги о ней Николай Шемет, — я посчитал и получается, что занимаюсь Каринской как биограф уже более 15 лет. За это время состоялись разные мероприятия: фестивали, выставки, в Харькове, Киеве, но я никогда не отказываюсь от участия в каких-либо новых проектах, где интересуются Каринской, как бы далеко от столиц они ни были организованы. И когда Людмила Васильевна предложила мне поучаствовать с выставкой на фестивале «Мария», я, конечно, предоставил и материалы, и сам выступил, тем более, что октябрь — месяц Варвары Андреевны, в октябре она родилась, в октябре ушла в мир иной. Считаю, чем больше людей узнают об этой необыкновенной женщине, тем лучше, тем больше, не скрою, получу от этого удовольствия и я. 15 лет я о ней узнавал и узнаю все, что только удалось, теперь радуюсь, что могу этим поделиться с другими. Шутка ли, из пяти «Оскаров», полученных украинцами, два достались харьковчанам! Поэтому не только гордиться, но и, как минимум, знать об этом нужно: кому, что и за какие заслуги. Писала о Варваре Андреевне и газета «Харьковские известия», а на выставке в рамках фестиваля «Мария» мое выступление и презентация книги были заявлены на научно-искусствоведческой конференции под названием «Магия актёрства. Диалог культур». Участники на конференцию собрались из разных стран, среди них Литва, Польша, Германия, словом, все, кому интересен культурный обмен. В основном это актеры, режиссеры, театральные деятели, но когда я стал рассказывать о харьковской художнице по костюмам Варваре Каринской, я как представитель другой профессии не мог не заметить оживления. В общении почувствовалась какая-то новая струя заинтересованности, внимательно слушала мой рассказ не только публика и организатор фестиваля Лариса Кадырова, по взглядам в зале, реакции и задаваемым вопросам, я физически ощутил: вот она — отдача от зрительской аудитории. А когда заинтересовались и книгой, я понял, что «процесс пойдёт» дальше: прочитавшие книгу о знаменитой харьковчанке станут рассказывать о ней и другим. Ёще интересным был небольшой диалог с гостями из Литвы, оказалось, что одна участница конференции, по‑моему, режиссер, о Каринской уже слышала и сообщила, что у них в Литве есть какие-то вещи Варвары Андреевны. Думаю, когда-нибудь выясним и это, по крайней мере, есть повод для общения теперь еще и с литовским театром. …А не так давно меня спросили, не влюбился ли я за это время в героиню своей книги, мол, с такой теплотой и любовью о ней рассказываю, на что я честно ответил: «Знаете, я уже сам стал Каринской! Когда при произнесении фамилии «Шемет» подразумевают «Каринская» и наоборот, в общем, дальше сами знаете…» Но какие мы еще точки соприкосновения нашли! Фестиваль называется «Мария», посвящен Марии Заньковецкой, а Варвара Андреевна-то была некоторое время редактором харьковской газеты «Утро», где часто публиковала сообщения о гастролях украинских трупп, в частности, гастролях Заньковецкой в Харькове, о том, что украинский театр будет создаваться и у нас. А поскольку я являюсь биографом Каринской, само собой разумеется, автоматически стал исследователем газеты «Утро». Сейчас ее практически на 90 % оцифровал, теперь мне больше известны материалы из жизни Харькова с 1906 по 1916 годы, чем сегодняшние. Могу сказать, что газета «Утро» выступала в то время информационным спонсором театральных, культурных мероприятий.
НАТАЛЬЯ
—Музей Марии Заньковецкой — это огромная коллекция материалов, связанных с выдающейся украинской актрисой, которая на рубеже XIX и XX веков стала звездой мирового значения, — рассказывает директор Музея Марии Заньковецкой Наталья Бабанская. — Достаточно большая часть коллекции Марии Заньковецкой была создана, особенно фотографии, благодаря известному фотохудожнику, автору первых документальных фильмов харьковчанину Альфреду Федецкому. У Альфреда Федецкого были трогательные отношения с Марией Константиновной. Когда она гастролировала в Харькове, не было такого случая, чтобы они не встретились, чтобы он не сделал какие-то новые снимки Марии Константиновны. Фотографии актрисы его работы представляют женщину не только во всем величии ее образа, но и во всем величии ее внутреннего содержания. И, конечно, прекрасны его работы — фотографии актрисы в ролях, а не только в жизни. Но есть и некоторые тайны, загадки в тех работах, которые делал Федецкий, снимая Марию Заньковецкую. Эти загадки-открытия проявились совсем недавно, можно сказать, к фестивалю. В частности, это одна из работ мастера — фотография-портрет Марии в роли цыганки Азы. Сия работа сейчас исследуется в нашем музее, а после выйдет научная статья сотрудника музея Екатерины Ковпак о загадке этого фотопортрета… Необходимо добавить, что фотографировались у Федецкого не только Мария Заньковецкая, но и все известные звезды украинского театра того времени, такие как Марк Кропивницкий, Николай Садовский, Анна Затыркевич-Карпинская, Панас Саксаганский — все они есть на фотографиях Федецкого, а все оригиналы фотографий хранятся в нашем музее; огромная их часть представлена в экспозициях, посвященных Марии Заньковецкой.
ЛЮДМИЛА
—Я переполнена новостями, открытиями, чувствами и мыслями, конечно, — как же без них?! — говорит хозяйка «Гостиной на Дворянской» Людмила Рубаненко. — Но, чтобы не перебивать самоё себя, начну с самого начала. Отправной точкой для участия Гостиной в Международном театральном фестивале женских монодрам «Мария» послужило приглашение на юбилей народной артистки Украины, лауреата Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, актрисы Национального театра им. Ивана Франко Ларисы Кадыровой. По случаю ее юбилея при нашей финансовой поддержке в харьковском издательстве «Золотые страницы» на украинском и польском языках была выпущена посвященная ей книга, которую мы и презентовали на фестивале пять лет назад. Также мы презентовали портрет Ларисы Николаевны, выполненный народным художником Украины, лауреатом Национальной премии им. Тараса Шевченко, членом «Гостиной на Дворянской» Виктором Ковтуном. Побывав на юбилейных торжествах Кадыровой, естественно, приняли участие в самом фестивале, посмотрели спектакли, познакомились с публикой, которая собирается на и вокруг фестиваля. После с единомышленниками приняли решение: сопровождать фестиваль харьковскими художественными выставками. Так, в этом году в Киев приехала наша четвертая выставка в рамках Международного театрального фестиваля «Мария». Если в прошлом году мы показывали выставку автопортретов харьковчанок, о чем писала газета «Харьковские известия», то в этом году мы посчитали важным для фестиваля ознакомить его гостей и участников с творчеством Варвары Каринской, одной их выдающихся харьковчанок, которые оставили действительно зримый след в истории мирового искусства. Кроме того, сегодня нам кажется, что подъем на должную высоту, как бы презентация имен великих украинцев, будет той связующей ленточкой, нашим вкладом в подъем мирового имиджа Украины. В 1948 году Варваре Каринской вручили «Оскар» от Американской национальной киноакадемии за костюмы к фильму «Жанна д’Арк» с Ингрид Бергман в главной роли. Также харьковчанка была номинирована на «Оскар» за костюмы к фильму-балету «Ганс Христиан Андерсен». Кроме того, Варвара Каринская работала с всемирно известными художниками Сальвадором Дали и Марком Шагалом, создавала почти все костюмы для спектаклей основателя Школы американского балета Джорджа Баланчина, для мюзиклов на Бродвее и для многих знаменитых голливудских актеров. О Варваре Каринской — удивительной женщине, мастере балетно-театрально-кинокостюма знают профессионалы мирового уровня, и, значит, фамилия ее принадлежит миру, а не только Украине и Харькову. Отрадно сознавать, что такая связь, как говорят, через толщу времени, между украинцами разных поколений по-прежнему существует, как и их любовь к родине, что и хотелось нам продемонстрировать в рамках нынешнего фестиваля «Мария». Мне кажется, что нам — нам, всем вместе — это удалось. Мы были приятно удивлены тем, как киевляне бережно хранят раритеты из харьковского фотоателье Альфреда Федецкого; поражены их искусствоведческими поисками и находками, вот уж действительно, век живи, век ищи; искренне благодарны приему на пресс-конференции и на научной конференции, когда я выступала с анонсом мероприятий, а Николай Шемет — с докладом о Каринской. Мы чувствовали неподдельный интерес участников фестиваля к фамилии «Каринская». И этот интерес, конечно же, базируется, на том, что ее вклад в искусство очень велик. Под занавес — вот уж где действительно уместно это расхожее выражение! — с удовольствием хочу добавить, что мы подарили Ларисе Кадыровой и фонду, который она возглавляет, книгу Николая Шемета о Варваре Андреевне Каринской и подписали ее таким образом: «Выдающейся украинке Ларисе Кадыровой на память о выставке творческих достижений выдающейся украинки Варвары Каринской на фестивале, посвященном памяти выдающейся украинки Марии Заньковецкой». …Да, так сквозь время проходят женщины — великие актрисы, модельеры, режиссеры. И именно как женщине мне хочется подчеркнуть, что не только мужчины прославляют свои государства и народы, но и женщины тоже. Спросите: «И это открытие фестиваля?» Отвечу: «Нет, вот это, пожалуй, аксиома».