Уже в сентябре зрителям будет показана новая премьера коллектива — «Девичник (Осторожно — женщины!)». Руководитель театра и режиссер спектакля Николай Осипов верен своему принципу выбора современной и актуальной драматургии. На этот раз премьера — ответ на спектакль «Мужчины на грани нервного срыва» в этом же театре и завершающая часть дилогии о современных мужчине и женщине.
Пьесы финского автора Мики Мюллюахо качественно выделяются на фоне общей тенденции. В них нет (или почти нет) агрессивной ненормативной лексики, прописаны емкие, узнаваемые характеры. Видно, что режиссер Н. Осипов стремился к тому, чтоб в спектакле персонажи делились на типажи (эпизодические герои) и объемные характеры — трех главных героинь. Поэтому он применил откровенно театральный прием, когда три актрисы играют десятки ролей, как бы меняя маски. Правда такая градация не во всем выдержана. Например, не ясно, почему одна из подружек — Юлия (актриса Марина Полищук), все время говорит убийственно гундосым голосом, ведь это явно отсылает нас к восприятию этой героини как маски. Характерность со временем не уходит, то есть речь не идет о драматургии образа в развитии.
Сценографически пространство спектакля решено при помощи главного элемента — экрана. За ним чаще всего происходят самые пикантные сцены, а также появляются персонажи, не достойные, по мнению театра того, чтоб выводить их пред светлы очи зрителей. Например, нудный муж Софи появляется только тенью на экране, потому как в сознании жены давно «обесцвечен». И наоборот, невероятно смешно появление за тем же экраном пациента Юлии, с задатками шизофреника. «Раздвоение» мужчины на ипостаси мачо и закомплексованного мальчишки представлено наглядно — за экраном образ расслаивается на рослого и раскованного парня и недомерка в вислой куртке с капюшоном, которые тут же впрыгивают из-за экрана в жизнь Юлии. Причем, дуэт этот всячески обыгрывается по ходу спектакля. Например, когда Юлия с пациентом идет в кино, и в какой-то момент мачо убирает руку с ее плеча — причина понятна каждому в зале — это одолевает «робкий»…
Спектакль ужасно смешной, но какие глубоко пронзающие в нем моменты оглядки во-внутрь души современной, безмерно загнанной женщины! Именно потому не могу не коснуться зрительской реакции на спектакль. Да, «Девичник» — не из коротких, но все же откровенный саботаж части зрителей, вставших и вышедших в середине действия, проигнорировать не могу. Пытаясь понять причины такого поведения, с огорчением отмечаю тенденцию: зрители массово «ведутся» на увеличение громкости и градуса действия, если это связано с внешней нелепостью комедийных ситуаций, но они же заметно скучают, когда на сцене заходит речь о сокровенном. Потенциальному зрителю «Новой сцены» (не знаю, постоянному ли) смысловая нагрузка будто бы в тягость. А речь в «Девичнике» — несмотря на «живенькую» оболочку и завлекательное название, обещающее приятный и легкий вечер, — как раз о серьезных вещах. Все три главные героини спектакля — женщины непутевые. Будучи достаточно обеспеченными и занимающими в обществе не последние ступеньки (Софи — учительница младших классов, Эмми — журналист, а Юлия — психолог), они, как было сказано классиком, несчастливы по-разному. Софи борется за справедливость на всех фронтах — от директорского кабинета до трамвая; Юлия все никак не может встретить свое счастье, а повстречав, уже не знает, как от него избавиться; Эмми запутывается в проблемах, источником которых становятся антидепрессанты. Великая женская депрессия, от которой не спасают даже такие панацеи, как шопинг и шейпинг, приводит к страшным последствиям. Софи лишается работы, Эмми вот-вот потеряет дочь, а Юлия разочаровывается в идеалах, за которыми так упорно гналась. Собственно же многообещающий «девичник» они устраивают там, где очутились по факту всех этих перипетий — в полицейском участке!
Из всех трех женских историй, тесно переплетенных в «Девичнике», самая надрывная все же история Эмми. В этом спектакле, где анилиново-кислотная гламурная форма уже является внешним агрессивным проявлением депрессии и дисгармонии, именно интонация актрисы Александры Богатыревой поражает серьезностью проживания в лучших традициях драматической сцены. Сквозь жесткую маску современной эмансипе прорываются стон, боль, крик измучившейся и совершенно одинокой женщины. Комедия оборачивается своей трагической изнанкой. Хотя, конечно же, восхищает техника всех трех актрис, играющих по ходу действия массу вспомогательных по сюжету масок. Например, у М. Полищук получилась убедительная как в негативе, так и в смехотворности директриса школы, мнящая себя женщиной вамп. А О. Солонецкая моментально переключается с эдакого синего чулка Софи — на роль закомплексованого второго «я» пациента‑мачо… Вот только показалось излишним педалирование художником спектакля однокрасочности всех трех героинь. Актрисам с ничем не оправданными усилиями приходится преодолевать заданность параметров образов: Юлия только сексуальна (бренчат бусы, бесконечно обволакивает и играет газовый шарф), а ведь она еще и любящая сестра, она и страдающая от одиночества женщина; Софи в безгранично органичном исполнении Ольги Солонецкой — и типичная интеллигентка, и борец за права, может быть как смешной, трогательной, так и героически стойкой (но костюм и берет «уродуют» ее раз и навсегда)… Потому снова лидирует А. Богатырева, хотя бы из-за того, что от сыгранных этой привлекательной актрисой ослепительных мужчин — не отвести глаз! Например, ее посетитель кафе в кожаном плаще и надвинутой на лицо шляпе ведет себя настолько брутально, что просто испытываешь сладостную солидарность с нокаутирующей его Софи. А вот тот самый помешанный на киношках мачо наделен ею характерной походкой «типа с гаражей» и пластикой рук, как будто все время ищущих объект для боксерского удара. Вместе с тем, это именно она же, А. Богатырева, появляется в сцене юбилея школы в образе пятиклассницы с хвостиками, нудно и безуспешно исполняющей на флейте произведение Сибелиуса — и этим повергает зрителей в очередной восторг! Все это изобилие актерских самореализаций в конце концов навело на мысль, что «Девичник» — не только веселое и серьезное одновременно место времяпрепровождения для зрителей, но и так давно необходимый спектакль-бенефис для трех актрис.