Весь мир — театр, а люди в нем как люди…
Не секрет, что спектакли о театре всегда получаются: будь это «Актер, король и Соломон» Г. Горина, «Фортинбрас не придет» В. Гитина или «Полоумный Журден» Ж.-Б. Мольера и М. Булгакова — в каждом есть какие-то удачи, какие-то живые и трогательные моменты. Ведь история, показанная на сцене, — всегда в каком-то смысле история и того конкретного театра, где поставлен спектакль. Актеры — сознательно или бессознательно — рассказывают нам собственную биографию, что придает многим эпизодам и мизансценам символичность. Зритель смотрит такие спектакли с жадным интересом: а какие, они, жрецы Мельпомены без котурн, и что происходит за кулисами, пока мы благоговейно взираем на сцену? Да и сами актеры, порой не замечающие огрехов в собственном исполнении, с удовольствием пародируют их в игре других. Поэтому «хорошо сделанная» французская пьеса становится не только развлекательным спектаклем для театралов, не только еще одной иллюстрацией обывательских представлений о жизни артистов. Перед нами раскрывается мир Театра, в котором вульгарность сценического облика и сценической речи, банальность штампов и предсказуемость финала отливаются в слепок жизни с ее проблемами, убогим бытом и высокими устремлениями.
В спектакле легко и язвительно затрагиваются различные темы взаимодействия театра с драматургами, публикой, критикой, властью, и в итоге — со своим временем. Театр не только ищет свое место в заданной временем системе координат, но решает эстетические, профессиональные задачи.
«Фредерик» — история актерской личности во всех ее проявлениях. В мире кулис трагедия зачастую становится комедией, пафос оборачивается пародией. Поэтому в ткани спектакля режиссера Алексея Кравчука тесно переплетаются различные жанры: мелодрама, комедия, драма, фарс, пантомима. Каждый исполнитель, по сути, играет не только роль определенного персонажа, но и собственную творческую судьбу, на которую беспроигрышно ложатся судьбы многих поколений актеров.
Итак, на улице бушует очередное «пламя Парижа», а театр получает новую пьесу, актеры спорят из-за ролей, ссорятся, мирятся, влюбляются и изменяют друг другу. И во всем этом контрастом извечной нашей перегруженности свехзадачами чувствуется благословенная французская легкость, при которой и пошлости говорятся, и подлости делаются с обаятельной улыбкой.
На этом фоне разыгрывается любовная драма, причем высокопоставленный отец, которому полагалось как бы быть тираном, вдруг совершает великодушный поступок — отдает свою дочь, влюбленную в знаменитого артиста. Юрий Головин (барон де Ремюза) в традиционном амплуа обманутого отца благороден, сдержан и осторожен (многолетняя практика показывает, что уж здесь точно лучше недоиграть, чем переиграть). Великолепный Фредерик отказывается от любви прекрасной и чистой Береники, потому что боится собственной природы — въевшегося в душу непостоянства, переменчивой изворотливости актерской натуры. Поэтому исполнителю главной роли Александру Дербасу приходится не только быть героем на сцене и в жизни, но и блюсти тонкую грань между лиризмом и пошлостью, трусостью и великодушием, обличительным сарказмом и меркантильностью. Фредерик в исполнении А. Дербаса способен на сиюминутный подвиг, но не способен на долговременный — хранить верность кому-то всю жизнь. Для него проще прослыть подлецом, проще сыграть подлеца, спасая будущее возлюбленной. Влюбленная в Фредерика Береника (Екатерина Белая) кажется трогательной, как всякая трепетная юность на подмостках, но неглубокой — ее героине не хватает цельности, которую невозможно заменить чистотой и изысканностью.
Заданный драматургом легкий французский тон не выдерживает, по нашему мнению, и Александра Богатырева. Партия опытной и талантливой актрисы мадемуазель Жорж звучит неким диссонансом, нарочитая манерность и вульгарность ни на миг не озаряются вдохновением. Актрису Жорж нам не удается разглядеть за примадонной ни тогда, когда она влюбляется в молодого актера, ни тогда, когда, став немощной старухой, вынуждена продавать ромашки на Бульваре преступлений — месте ее былой славы. А. Богатырева играет всего лишь пародию на амплуа героини, забывая о том, что в зале — другая публика, которой, чтобы понять и полюбить актрису из «Фоли-Драматик», нужен хотя бы маленький всплеск подлинного искусства. И в этом отношении агрессивность и актерскую беспомощность Красотки, молодой и красивой соперницы стареющей Жорж, можно считать творческой удачей Елены Кудрявцевой, ибо все показанное ею — потолок для ее персонажа. Так же, как и для героя-любовника Паризо, играя которого, Антон Ковалев так явно любуется собой, что вызывает сочувственный смех зрителей.
Этот смех неизменно сопровождает отрывки из пошлой мелодрамы, идущей на подмостках бульварного театра, которые актеры с удовольствием разыгрывают для нас, иногда непостижимым образом пародируя самих себя.
Репертуар на потребу невзыскательному зрителю — жизненное кредо директора театра Гареля, вынужденного думать прежде всего о кассе. Директор в отчетливо саркастическом исполнении Анатолия Лобанова сочетает черты расчетливого антрепренера и человека, искренне любящего этот продажный и пестрый мир кулис. Особенно удачны его диалоги с Евгением Алымовым, играющим роль начинающего драматурга. Оба актера балансируют на тонкой грани между тонкой иронией и откровенной клоунадой. Мимические сцены — несомненная удача и режиссера, и молодых актеров (Марии Добрусиной и Артема Ляха).
И постепенно нам, зрителям, делается ясно, что такие спектакли появляются в жизни театра именно тогда, когда он находится на распутье, когда ему нужно понять, куда он идет, подвести определенные итоги. Спектакль стал своеобразным реквиемом по уходящей эпохе, по эстетике, в которой работали актеры последние тридцать лет. Алексей Кравчук сознательно пошел на пародирование этой эстетики, на осмеяние штампов, ложной патетики и ощутимой развлекательной направленности спектаклей русской драмы последних лет. Уравновешивает этот перечень претензий финал, где перед нашими глазами проплывают фотографии выдающихся режиссеров и актеров, работавших в Харьковском театре русской драмы — А. Крамова, А. Воронович, Л. Дерягиной, Ю. Жбакова, Б. Табаровского, Е. Лысенко и многих других, тех, кто долгие годы выходил к публике, заставляя ее смеяться и плакать.
Тот театр ушел в прошлое. Сегодняшний день заставляет актеров и режиссеров искать новые формы, говорить со зрителем иным языком. И спектакль «Фредерик, или Бульвар преступлений» — одна из попыток театра шагнуть в будущее.