Владимир Гостюхин. О работе, о правде, о православии…
Фильмы с его участием не сходят с экранов самых рейтинговых телеканалов, а он в течение вот уже нескольких лет почти безвылазно в Украине, да еще в самом смачном ее месте — в Крыму!..
— Владимир Васильевич, вы так часто бываете в Украине и все больше у Черного моря, — эти поездки по работе или к друзьям тоже?
—К сожалению, у меня нет времени на друзей. По работе, конечно. Но у Черного моря я за свою, так сказать, съемочную жизнь побывал не только на Крымском побережье. Помню, начало фильма «Белый ворон» мы снимали в Геленджике, «Прикованный» — тоже в Краснодарском крае, но у берегов Крыма, да, чаще. Началось, все, кажется, с Евпатории, причем, там закончились для меня съемки одного фильма — «Хождение по мукам», и там же я получил известие о том, что могу сыграть и в другом — «Восхождение». А со съемками, да, посетил и Ялту, и Алупку, и Коктебель.
—Вот! И с этого места, пожалуйста, поподробнее.
—А почему именно с этого?
—Ни за что не догадаетесь!.. Дело в том, что на прошедшей неделе, как свидетельствуют военные историки, исполнилось 70 лет со времени создания такой организации, как СМЕРШ. А вы в Украине не так давно снимались в сериале именно под таким названием. Расскажите, пожалуйста, о том, чего мы там за кадром без вашей помощи вряд ли увидим, а, вернее всего, не увидим.
—Дело в том, что я снимался в тех сериях, которые являются как бы продолжением, собственно, сериала «Смерш» — «Смерть шпионам». Называется она «Смерш-2». Так что всего, наверное, не расскажу, а снимали мы их, действительно, в этих городах. Предполагался выход восьми серий, сколько получилось, разумеется, не знаю, не смотрел. Ставила картину Анна Гресь, режиссер молодой, но, насколько мне известно, уже заявивший о себе интересными работами. Фильм посвящен событиям, которые происходят вокруг созыва Ялтинской конференции в 1944 году. Тогда, как вы знаете, немцы делали все, что только могли, чтобы сорвать эту конференцию, ну а СМЕРШ, конечно, боролся с ними. В общем, в художественной картине показана непримиримая борьба советской контрразведки с немецкой контрразведкой.
—Маэстро, вы, простите, не в курсе того, насколько сюжет близок к историческим фактам и сколько в нем, так сказать, художественного вымысла?
—Честно говоря, сценарий на точное соответствие историческим фактам я не проверял, но на предложенных мне бумажных листах ничего фантастического, вернее даже сказать, фантазийного я не увидел. Было другое: действительно, постановщиками по сюжету были задуманы и, главное, грамотно осуществлены этакие мистические моменты. Тем, кто не с начала или от случая к случаю смотрел эту часть сериала, могут показаться несерьезными, надуманными и даже какими-то игривыми — не знаю уж, насколько это определение подходит теме беседы, — мизансцены, когда: то умершая старуха с помощью старых разорванных бус оказывает на окружающих невидимое влияние; то начальник узла связи, молодой парень, в прямом смысле слова все время плачет и чего-то боится (да еще которого играет уморительный в телешоу артист Олешко); то другие молодые бойцы внезапно, вдруг, практически на глазах у всех гибнут, непонятно от чего. Да и мой персонаж — комендант Коктебеля, нестарый военный, прошедший почти всю войну и доживший до весны 1944 года, правда, оставшийся без руки, по неизвестной причине все время в какой-то прострации находится: то тоска у него, то любовь, то болезнь, то внезапное прозрение, то обида — и это у бесстрашного-то полевого командира! Но на это, как выясняется позже, были и причины веские, и обстоятельства, и бесспорное объяснение, надо только догадаться было, что рядом находится хорошо замаскировавшийся очень коварный и изворотливый враг. А как же иначе?! Лучшие разведывательные кадры были задействованы и с нашей, и с вражеской стороны, лучшие военно-диверсионные мозги плели козни и интриги. Тут не только мистику усмотришь, много больше! Думаю, и на самом деле было все намного сложнее, страшнее и запутаннее, чем на сегодняшний день известно, а тем более показано в кино…
—После того, что вам пришлось пережить на съемках «Восхождения», наверное, спрашивать о трудностях работы в каком-то ином кино, в данном случае — «Смерше», неуместно. И все-таки, Владимир Васильевич, сложность этой роли для вас в чем заключалась?
—В том, что я не мог двигать одной рукой. Даже не то, что она была хитро спрятана, от чего мне было не совсем удобно двигаться, и я все время должен был просчитывать, помнить и следить, где относительно кинокамеры нахожусь (хотя, конечно, за этим следили и помогали мне другие), а то, что я не мог свои эмоции проявить так, как мне в данной сцене хотелось бы это сделать, как я это видел и понимал. А все остальное… работа, как работа. Интересный материал, хороший режиссер, старательная, работоспособная киногруппа.
—Владимир Васильевич, позвольте неоригинальный вопрос: вы не боитесь сериалов в том смысле, что многие артисты постарше не скрывают своего пренебрежительного отношения к этому киножанру?
—Думаю, что отвечу на ваш вопрос тоже неоригинально: я вкладываю в каждую роль частицу своего «я», поэтому очень внимательно и даже придирчиво отношусь к роли, которую мне предлагают. И только если понимаю, что в предлагаемой работе смогу высказать свое — понятое и выстраданное, совместимое с моими личностными позициями и с моим человеческим опытом, тогда соглашаюсь на участие. А если проявления так необходимых для меня качеств не предвижу, то сразу отказываюсь. Кстати, бывает так довольно часто. Я отнюдь не хватаюсь за все предложения подряд, как это делают другие артисты, для которых деньги — самоцель. А на тех, кто, по‑моему, всем, набив оскомину, примелькался, участвуя во всяких пошленьких телешоу, уже смотреть не могу. Но, правда, у меня есть своеобразный иммунитет: когда учился в ГИТИСе, застал великих мастеров театрального искусства, которые работали еще со Станиславским, Немировичем-Данченко. Нас тогда, прежде всего, поражала их удивительная культура поведения и то, что профессию свою они полагали как священнодействие, а театр — как храм. Так что в этом смысле мне, конечно, повезло.
—Владимир Васильевич, понятно, что съемки этого фильма были масштабными — в укромном уголке и отдельно сколоченных декорациях в перерыве не спрячешься от всего происходящего и, конечно, от ротозеев, да еще на Юге и в курортный сезон. Скажите честно, отдыхающие и местные жители очень вам докучали во время работы и отдыха?
—Да всяко бывает. И докучают, случается, — подходят прямо на съемочную площадку, просят разрешения сфотографироваться, взять автограф. Но это постоянно, везде и всюду, не только здесь, в Украине, в Крыму.
—Владимир Васильевич, известно, что в этом месяце православный люд будет отмечать 1025-летие крещения Руси. Торжества будут и в Москве, и в Киеве, и в Минске, вы уже куда-нибудь приглашены? Помните, как около двух лет назад вы были непосредственным участником эпохальной встречи с патриархом в одной из киевских телестудий?
—Конечно, помню. Но в этом году меня пока никуда не приглашали, однако если буду свободен от съемок, или, вернее, успею от места съемок добраться до места торжества, то, думаю, обязательно приеду.
—Что во время встречи с патриархом тогда больше всего произвело на вас впечатление?
—Все! Я до сих пор под впечатлением этой встречи! Меня взволновало то, что я от него услышал без преувеличения свои мысли и чувства, страдания и боли в отношении к состоянию современного мира. Неудивительно, что на многих патриарх Кирилл производит впечатление очень мудрого человека, он — мудрец. И очень важно то, что сейчас, именно в это время, во главе Русской православной церкви стал такой человек.
—А вы ко всем священнослужителям относитесь с таким пиететом?
—Нет! Потому что религия продается и распродается, сейчас очень много продажи в храмах, я и во многом не доверяю современным попам. Вижу, как они ездят на дорогих машинах, как пренебрежительно разговаривают с бедной паствой. Они — как торгующие в храме. А ведь Христос в свое время выбросил их, торгующих, из храма.
—Но ведь торговля в храмах, как показывает жизнь, спесивыми и нечистоплотными попами не заканчивается. Случается, она принимает более изощренные и угрожающие формы…
—Да, например, желание сдать Западу православие вместе с государством.
—Ситуация, кажется, очень напоминающая ситуацию в Украине…
—Да, мне тоже кажется, что желание сдать Украину Западу есть. Я считаю, что, например, бывший президент Ющенко — это чуждый Украине человек. Просто ставленник небольшой группы людей. Конечно, это мое личное мнение. Оно ни в коей мере не определяет ничего, да и не должно определять. Тем более, я отдаю себе отчет: в стране у вас, кажется, уже сейчас начинается активная борьба за президентское кресло и прочее… Но миссия патриарха Кирилла, когда бы и где она ни происходила, является поистине необыкновенной. На каждой встрече он говорит о единении нас, людей, рожденных на территории бывшей Киевской Руси, как о самом важном. Наша общая история идет оттуда, и мы должны вернуться к истокам. При этом непреложным должно оставаться не преувеличение того, что мы самые лучшие, самые великие, просто сие — наш путь. Путь, который предназначен нам, славянам, который мы выбрали еще тогда, когда нас всех крестил Владимир в киевской купели. Это наш путь, и мы должны следовать ему.
—Что вас еще поразило или удивило в сказанном патриархом?
—То, как он обращался к простым людям, для которых работа — это нравственное созидание. «Не должно быть денег незаработанных» — вот смысл его обращения к народу. Это был даже не разговор, это была проповедь. «Ворованные деньги — это преступные деньги» — смысл проповеди. Но не только в этом. В ней столько было глубинных, важных, выстраданных мною мыслей, с которыми я не просто соглашался, я был всем сердцем со словами патриарха.
—Владимир Васильевич, в своих киноработах вы в прямом смысле слова прошли путь от «Старшины» до «Генерала», и, наверное, вопрос, который задавали патриарху в студии, был неслучаен?
—Конечно, неслучаен. Воевал и был ранен мой отец. На войне погибли два дяди, я и считаю недопустимым извращать нашу общую историческую правду, особенно касающуюся Великой Отечественной войны. Меня лично это очень волнует и напрягает. Как волнует то, что в Украине кое-кто старается придать бандеровско-извращенческий смысл Великой Победе советских войск над фашистской Германией. Но правда — великая, духовная, историческая правда — восторжествует. Она была в нашей встрече с патриархом. Это редкое в наше время явление — правда! И это самое главное.