Владимир Высоцкий: Я, конечно, вернусь…
В результате открытого голосования жюри определило среди них лучшую работу. Победителем конкурса стал эскиз харьковчан — архитектора Виктора Лившица и скульптора Александра Демченко.
В основе памятника — скульптурная композиция, построенная на контрасте объемной фигуры В. Высоцкого и неровной плоскости. По замыслу авторов, эта плоскость подразумевает смятый в творческом порыве лист бумаги, «создающий среду особого психологического напряжения». Как отметил В. Лившиц, взгляд зрителя сначала концентрируется на композиционном центре — фигуре поэта. «Затем взгляд переходит на плоскость — лист бумаги, где рельефом и контррельефом показан коллаж из жизни В. Высоцкого, поэтическая, бардовская и актерская стороны его жизни, отрывки стихов и песен, фрагменты из личной жизни, портрет его последней жены — Марины Влади. Плоскость одновременно статична и динамична, она как будто пульсирует в нервном ритме песен Высоцкого», — пояснил В. Лившиц. По его словам, композицию можно рассматривать как с фасадной ее стороны, так и сзади, где «из плоскости листа рвутся вперед головы лошадей, символизирующие бешеный темп жизни поэта».
Как сообщил скульптор М. Демченко — сын А. Демченко, который также является соавтором проекта-победителя, их творческая группа около года разрабатывала эскизный проект. При этом в общей сложности было подготовлено около 15 эскизов, поскольку все время что-то меняли, что-то дополняли. И вот конечный результат представили на конкурсе. Жатая бумага как элемент памятника — это душа Высоцкого, на ней ото-бражена вся жизнь барда. Сам Высоцкий стоит на острой грани листа, что соответствует его строкам: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души», — подчеркнул он.
Харьковский городской голова Геннадий Кернес одобрил выбор и выразил уверенность в том, что уже в следующем году к 75-летию поэта эскизный проект В. Лившица и А. Демченко будет воплощен в памятник из бронзы, и этот памятник установят на площадке возле Дворца спорта, в котором В. Высоцкий в мае 1978 года дал несколько концертов для харьковчан.

В конкурсе эскизных проектов памятника Высоцкому участвовали авторы из Киева, Львова, Одессы, Белгорода и Харькова. Их имена держались в строгом секрете, чтобы жюри было максимально объективным. Лучший проект определили 11 членов жюри, в которое вошли Харьковский городской голова Геннадий Кернес, главный архитектор города Сергей Чечельницкий, ректор Харьковского университета строительства и архитектуры Юрий Шкодовский, народные депутаты Александр Фельдман, Ирина Бережная, Ирина Горина, генеральный директор ОАО «Турбоатом» Виктор Субботин, председатели харьковских отделений национальных союзов фотографов, художников, архитекторов. Кстати, компетентное жюри на момент огласки имени победителя, который получит денежную премию в размере 10 тыс. грн., не знало, кому из авторов принадлежала та или иная работа.
Г. Кернес выразил уверенность, что проект найдет свое воплощение в виде памятника Высоцкому уже в следующем году. «Признать победителем этот проект — это коллегиальное решение. Я уверен, что монумент впишется в общую композицию местности возле Дворца спорта во Фрунзенском районе», — подчеркнул городской голова.
Главный архитектор города С. Чечельницкий отметил, что эскиз-победитель — один из самых необычных проектов, представленных на конкурс. И обсуждался он всенародно, открыто на площади Архитекторов. Сам памятник будет выполнен из бронзы в виде смятого листа, на фоне которого — скульптура поэта. На листе будет текст, возможно, с переданным почерком барда.
Народный депутат Украины Ирина Бережная подчеркнула, что прилюдное избрание лучшего эскиза памятника — это очень удачная идея, потому что «народный герой должен избираться в народе». Она выразила уверенность в том, что уже через год, к юбилею поэта его оригинальный памятник украсит наш город.
«Для меня честь внести свою лепту в возведение памятника этому великому поэту, певцу, актеру. Я с удовольствием помогу в реализации проекта идеи, который выбран на сегодняшнем конкурсе, потому что Высоцкий остается для меня не только человеком эпохи, но и символом времени, — отметила И. Бережная. — У меня дома всегда звучали песни Высоцкого, а многие фразы из его стихов стали определяющими в жизни. Повторяя за хриплым голосом, я навсегда запомнила, что такое настоящая дружба и совесть. А песни, посвященные Великой Отечественной войне, настолько честно передали ее историю, что я, как и многие, думала, что Владимир Семенович прошел войну. И, общаясь с ветеранами, я не единожды слышала, что фронтовики воспринимают его именно так — честно и по настоящему».

Випуск № 146 (1061) від 06.12.2025





