Восемь выходов на поклон и одно исполнение на бис

08.10.2012 09:38   -
Автор:

С 1939 года и до начала Великой Отечественной войны Курт Зан-дерлинг работал в Харькове дирижером симфонического оркестра, потом на протяжении 17 лет был главным дирижером немецкого оркестра. Моменты биографии великого музыканта, связанные с нашим городом, навеки остались в истории, благодаря фотоснимкам, выставленным в Концертхаусе.

За право выступить первыми боролись лучшие оркестры мира, однако именно слобожанский оркестр открыл музыкальную феерию, представив в Концертхаусе искусство не только города, но и страны в целом. Юрий Янко с восторгом в голосе поделился с журналистами, насколько долгожданной была эта поездка и сколько сил потрачено на достойное выступление в музыкальной цитадели мира, хотя в то же время на плечи оркестра легла очень большая ответственность и нагрузка. Шутка ли — 2 дня в пути, бессонная ночь, прибытие в четыре утра и первая репетиция уже в десять, да еще и с известным скрипачом Вадимом Репиным! Впрочем, отношения с ним у Юрия Янко сложились прекрасные, что, несомненно, радует, ведь играть с таким музыкантом — это огромное счастье, как утверждает главный дирижер. Равным образом как и само выступление, которое сегодня больше напоминает сон. «Если учесть, что я восемь раз выходил на поклон и мы играли на бис, то, конечно, успех был невероятный. Наверное, самый главный успех этой поездки — это то, что мы подтвердили свой класс и победили, прежде всего, себя, почувствовали себя настоящим коллективом европейского класса. Я был такой счастливый после концерта, не могу вам передать», — поделился эмоциями Юрий Янко. На концерте присутствовали посол Украины в Германии Павел Климкин с помощником, представители немецкого рейхстага, фрау Зандерлинг, вдова Курта Зандерлинга, а также ее сестра, приехавшая специально на концерт из Бразилии.
В процессе подготовки к знаменательному выступлению не обошлось и без сложностей, состоявших в поиске финансовой поддержки. Проблемы возникли в связи со спонтанностью поездки, ведь бюджет области формируется заранее. Юрий Янко выразил благодарность за помощь в организации выступления немецкому консульству в Украине, председателю Харьковской облгосадминистрации Михаилу Добкину, заместителю председателя ХОГА Евгению Савину и семье Фельдманов, а также поблагодарил немцев за предоставленные контрабасы, барабан, литавры и арфу. Отметил директор филармонии и то, что нужно поклониться в ноги каждому музыканту, ведь, несмотря на усталость, коллектив играл здорово.
Кстати, о коллективе. Впервые за всю историю оркестра на гастроли поехали все его участники — 100 человек, хотя обычно все оркестры на территории бывшего СНГ гастролируют в составе 43 человек, которые не только неплохо звучат, но и прекрасно помещаются в один автобус.
Огромное впечатление произвела на музыкантов Германия. Во-первых, немецкая публика — одна из самых образованных в мире в музыке, и в зале легко можно обнаружить людей, сидящих с партитурами. Поэтому аплодисменты тех, кто слышал произведения в тысячах других исполнений, дорогого стоят. Во-вторых, в Берлине потрясающий зал с великолепной акустикой, аурой, колоннами, люстрами. Правда, запечатлеть всю эту красоту и само выступление оркестра оказалось сверхсложной задачей, потому как любая фото- и видеосъемка интеллектуальной собственности в Германии запрещена, а в Интернете можно, не нарушая законодательства, разместить только 10 фото и видео длительностью не более 5 минут.
А зародилось все в стенах нашей альма‑матер — Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Именно там во время мероприятия директор филармонии познакомился с немецким консулом, от которого и узнал о грандиозном фестивале, посвященном 100-летию Зандерлинга. В целом Юрий Янко убежден, что университет имеет огромнейшее значение для города вот уже 200 лет, а потому было бы актуально сделать проспект университета, а не просто улицу Университетскую.
Гаснут свечи, кончен бал. Оркестр вернулся в родные пенаты. Однако главный дирижер уверен, что пожинать плоды выступления предстоит еще долго. «Теперь мы можем сказать, что играли с одним из лучших скрипачей в одном из лучших залов мира с серьезной программой», — утверждает Юрий Янко. На концерте звучали симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского П. И., концерт для скрипки с оркестром № 2 Прокофьева С. С., симфония № 6 Шостаковича Д. Д., а также на бис — «Адажио» Чайковского П. И. Благодаря поездке весь коллектив в отличной форме. На следующий день после приезда домой оркестр выступал в ХНАТОБе, еще через день исполнил совершенно другую программу.
Директор филармонии уверен, что нужно все-таки ездить на престижные фестивали и выступать в престижных залах вместо того, чтобы размениваться на «какую-то ерунду» — тогда-то и будет другое отношение. «После того как я выступил в Венской филармонии, мне сразу открылись двери Мюнхенской, Софийской филармоний, Праги, Мексиканский национальный оркестр. Это очень важно для резюме», — говорит Юрий Янко. Но это что касается Европы. Здесь же музыканты будут делать все возможное и, если нужно, сыграют «и на крыше, и под крышей».