Вот такой он — наш Чапаев

17.01.2014 09:08   -
Автор:
Борис Бабочкин родился 18 января 1904 года в Саратове. Впервые на сцену он вышел в 4 года. На новогодней елке он читал стихи Некрасова.
Описывая это время, впоследствии Борис Андреевич писал: «Чувство этого счастья, когда твоему искусству, твоей теме… подчиняются люди чужие, посторонние, взрослые и маленькие… — мое высшее счастье».
Накануне Октябрьской революции Борису Бабочкину исполнилось тринадцать лет, вскоре он вступил в комсомол и в пятнадцатилетнем возрасте служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта. Бабочкин участвовал в политической жизни и ходил на митинги, но больше всего его интересовал театр. Однажды, проходя со своим товарищем Сергеем Мышкиным мимо бывшей саратовской гимназии, где шли экзамены в драматическую студию, Борис одолжил у друга хорошо сшитый синий пиджак и направился в зал, где работала приемная комиссия. В качестве экзаменационного отрывка Бабочкин прочел «Фею» Горького, и подростка приняли сразу на старший курс в так называемый сценический класс.
В этой студии Борис Бабочкин пробыл недолго, решив попытать свою актерскую удачу в Москве.
Он поступил сразу в две театральные школы — к тогдашнему кумиру столицы Михаилу Чехову и в студию «Молодые мастера» к Иллариону Певцову. Бабочкин выбрал себе в учителя последнего, так как школа Певцова полностью отвечала внутренним устремлениям Бабочкина.
После окончания учебы Борис Бабочкин работал в театрах Москвы, которую сменили сцены Костромы, Воронежа, Могилева и Самарканда. Бабочкин уехал из Москвы, чтобы как можно больше играть, и считал, что каждодневное общение со зрителем выковывает и закаляет его как актера. За пять-шесть лет он сыграл более 200 крупных и эпизодических ролей.
Но творческий пусть привел актера в Ленинград, где в театре Народного дома Бабочкин сыграл одну из своих лучших ролей советского репертуара — Сысоева в спектакле «Первая Конная» по произведению Всеволода Вишневского. Благодаря своему таланту, обаянию Бабочкин стал самым популярным премьером Ленинграда.

Настоящий командир

 Первой работой в кино стала роль комбата Караваева в фильме «Мятеж» по повести Дмитрия Фурманова. Она не принесла актеру никакого удовлетворения: существовавший тогда в немом кинематографе взгляд на актера, как на некое подобие марионетки, управляемой режиссером, был принципиально чужд Бабочкину. В своей работе Бабочкин боролся за актерское творчество. Он категорически не принимал типажный кинематограф, доказывая в своих выступлениях, как письменных, так и устных, что стремление к внешнему правдоподобию ведет кинематограф к иллюстративности и унылому натурализму.
Затем была роль Макара Бобрика в фильме режиссера В. Корша-Саблина «Первый взвод». Но триумфом нового этапа развития советского кино и звездной ролью актера стал «Чапаев».
Впервые в советском кино актер, исполнивший главную роль в картине, стал полноправным соавтором фильма. Экранный образ знаменитого красного командира Гражданской войны вытеснил личность реального исторического Чапаева благодаря исключительной яркости и блеску актерского исполнения Бабочкина. Сыгранный Бабочкиным комдив был одновременно и талантливым военачальником, и мудрецом, и вместе с тем — деспотом, обладавшим причудливым сплавом различных качеств. Живость и обаяние образа, воплощенного Бабочкиным, сделали Чапаева истинно народным героем, фольклорным персонажем, героем притч и анекдотов.
Первоначально Чапаева должен был играть Николай Баталов, но исполнить эту роль ему помешал туберкулез, и тогда режиссерами был приглашен Василий Ванин, ранее игравший Чапаева в театре. Бабочкин тем временем был утвержден на роль Петьки. Но Бабочкин, увлекшись, стал показывать, каким, по его мнению, должен быть Чапаев, и режиссеры фильма Сергей и Георгий Васильевы предложили ему наложить грим Чапаева — получился вылитый комдив, и Бабочкин был утвержден на роль вместо Ванина.
Роль Чапаева оказалась ролью всей жизни Бориса Бабочкина, хотя сам он так не считал. Однополчане Чапаева и его родной сын говорили о сходстве актера и сыгранного им героя, хотя документальные кадры тех лет утверждают обратное. Это сходство было создано талантом, мастерством и трудом актера. Позже, в статье «30 лет спустя», Бабочкин писал: «То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется чистой случайностью… И если я не знал Чапаева, то скольких таких же или очень похожих на него командиров я знал!.. Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, я умел носить папаху так, чтоб она неизвестно на чем держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая командировка, перед тем как начать работать над ролью».

Роль за ролью

Борису Бабочкину было присвоено звание народного артиста республики, и он стал самым молодым народным артистом страны. ему была присуждена за роль Чапаева Государственная премия.
Актер продолжил сниматься в кино. Самой заметной его довоенной работой в кино, помимо роли Чапаева, стала роль большевика Андрея в фильме «Подруги».
Начало Великой Отечественной войны застало Бабочкина в Риге, где он вместе с режиссером С. Тимошенко снимал фильм «Мертвая петля» о летчике Сергее Уточкине, чью роль он исполнял. Съемки этого фильма были прерваны войной, и затем не возобновились. Тем не менее, всю Великую Отечественную войну, не считая поездок в осажденный Ленинград, Борис Андреевич продолжал сниматься. За годы войны он снялся в главных ролях в полнометражных фильмах «Оборона Царицына», «Непобедимые», «Актриса», «Фронт» и «Родные поля». Последняя картина стала режиссерским дебютом Бабочкина в кино. Вместе с А. Босулаевым он поставил картину на «Мосфильме», рассказав в ней о жизни подмосковной деревни в военное время. Первый советский боевой агитационный фильм был также снят с участием Бориса Бабочкина. Это был короткометражный фильм «Чапаев с нами».
На экраны СССР вышла поставленная Борисом Андреевичем на студии «Мосфильм» картина «Повесть о «Неистовом», посвященная Великой Отечественной войне. Эта картина показывала на экране героический труд команды эскадренного миноносца «Неистовый», несшего патрульную службу по защите от фашистов транспортных судов союзников на севере СССР.
Актер не оставил и театр. Он перешел в Большой драматический театр имени Горького, где продолжил работу в качестве режиссера. Затем переезд в Москву, где актер сменяет театр за театром.

Влюбленный в жизнь

Много лет жизни отдал Борис Андреевич воспитанию творческой молодежи. Сначала в Ленинграде, и студии при Большом драматическом театре имени Горького, затем в течение многих лет преподавая во ВГИКе. Однажды перед встречей с новым курсом будущих киноактеров он записал в дневнике, размышляя об актерской профессии: «Искусство берет всего человека, целиком… Ему нужно отдать всю жизнь». Он подтвердил эти слова своим существованием. Бабочкин был рыцарски предан своему делу и не прощал какого-либо неуважения к своей профессии. Не переносил несерьезного отношения к делу, не прощал актерам небрежности речи, непродуманности, приблизительности мысли, стертости формы.
Его студенты обожали своего учителя. Вот как о нем отзывается одна из его учениц — актриса Наталья Богунова: «Я боготворила Бориса Андреевича Бабочкина, я его боготворила, он творил чудеса, он просто, по‑моему, оборотень был. Он играл перед нами спектакль — все роли один в сером костюме, ничего не снимая. Это меня настолько поражало, его дар перевоплощения, и потом я никогда не видела, чтобы человек так перевоплощался, играя один спектакль так мастерски».
Светлоглазый, быстрый, удивительно пластичный и изящно сложенный, Бабочкин до самых последних дней оставался по-юношески увлекающимся, влюбленным в жизнь.
Работая по шестнадцать-восемнадцать часов в сутки, он терзался мыслью, что сделал мало, не отдал людям всего, что мог. «Я хочу умереть стоя», — записал он в своем дневнике. И он — умер стоя, в работе.
Летним днем 1975 года недалеко от Малого театра остановилась легковая машина. Борис Андреевич успел затормозить и никому не принес вреда, но не успел принять лекарство от сердца…
Уже после того, как Бабочкин ушел из жизни, народный артист Андрей Гончаров написал: «Он был самым современным актером из всех ныне действующих. Ярость личного, человеческого и художественного присутствия ощущалась в каждой роли. А народный артист СССР Олег Ефремов считал, что «…с таких людей, как Борис Андреевич, Станиславский писал свою систему».
Похоронен Борис Бабочкин в Москве на Новодевичьем кладбище.
Подготовила Анна АЛЕКСАНДРОВА