Возрождение личности и искусства

07.10.2013 09:16   -
Автор:
Важность девиза фестиваля — «Противостояние злу искусством» — из года в год доказывает свою актуальность. Так случилось, что вечером 4 октября в рамках концерта состоялось трогательное и значительное для истории событие — возрождение из забытья личности нашего соотечественника, музыканта и педагога Павла Дмитриевича Леонтьева. Приглашенный в довоенные годы Семеном Семеновичем Богатыревым (основателем харьковской композиторской и теоретической школ) на кафедру теории музыки Харьковской консерватории П. Д. Леонтьев преподавал там оркестровку и дирижирование. Оркестр под его управлением быстро стал одним из сильнейших коллективов Харькова. В те времена существовала даже мода ходить в нынешний сад им. Шевченко «на Леонтьева».
Но 1941 год, идет «чистка» в Красной Армии. Убираются все военные, которые служили, и вообще все, кто имел отношение к царской армии.
15 сентября 1941 года Павел Дмитриевич ушел из дома и больше не вернулся. Известно лишь то, что 12 октября он был приговорен к высшей мере наказания. 18 октября 1941 приговор был приведен в исполнение. Во время хрущевской оттепели клеймо «врага народа» с Леонтьева было снято. Но имя Павла Леонтьева, выпускника и педагога Харьковской консерватории, отдавшего свои лучшие творческие годы Харькову и харьковчанам, было незаслуженно забыто. Спустя 70 лет после трагической гибели музыканта в руки Евгения Савостьянова, одного из руководителей партнера фестиваля — компании МТС — попали именные часы П. Леонтьева. Евгению Вадимовичу удалось разыскать родственников Павла Дмитриевича (дочь и внука) и договориться о встрече на фестивале классической музыки «Харьковские ассамблеи», чтобы в торжественной обстановке вернуть семейную реликвию. «Я чрезвычайно рад, что смог сегодня передать памятную вещь, некогда принадлежавшую П. Леонтьеву, его семье. Когда я увидел имя, выгравированное на крышке часов, мне захотелось узнать историю этого человека. Судьба П. Леонтьева настолько потрясла меня, что сразу же возникла мысль найти родственников и передать им часы. Также я очень рад, что благодаря этому фестивалю больше людей узнали о Павле Дмитриевиче Леонтьеве, о том, что он делал для харьковчан, для популяризации и развития музыкального искусства», — подчеркнул Е. Савостьянов.
Церемония передачи семейной реликвии прошла на глазах у многочисленных зрителей в Большом зале ХНУИ им. И. П. Котляревского — главной концертной сцене фестиваля «Харьковские ассамблеи».
Дочь дирижера, 76-летняя Инна Павловна Леонтьева, выразила глубокую благодарность Евгению Вадимовичу Савостьянову, который приехал из Москвы, чтобы лично передать семейную ценность. «Эти часы — это часть истории нашей семьи. После меня они перейдут к моим детям, а потом к внукам, — сказала она. — Мне особенно приятно, что это случилось здесь, на этой сцене. Ведь мой отец жил музыкой, и свои новаторские музыкальные произведения он творил именно в этом городе, в Харькове».
Внуки Павла Леонтьева продолжили его дело и на сегодняшний день являются профессиональными музыкантами, а правнуки учатся в музыкальных академиях.
Уникальное и трогательное событие сопровождалось великолепной музыкальной программой. Студенческий симфонический оркестр университета под управлением дирижера Антонио Лизарраги (Мексика — Австрия) исполнил концерты Антонио Вивальди для двух мандолин (солистки — преподаватели университета искусств Яна Данилюк и Наталья Костенко), двойной и тройной скрипичные концерты А. Вивальди в исполнении московских гостей — Виктора Абрамяна и его учениц Евгении Соколовой и Дарьи Лебедевой. С грациозной легкостью, несмотря на кажущуюся тяжеловесность и неповоротливость солирующего инструмента, прозвучал Концерт для валторны с оркестром № 3 В. А. Моцарта в исполнении профессора Женевской и Парижской консерваторий Жана Пьера Берри. В завершение вечера прозвучала музыка великих оперных мастеров XIX века — Дж. Верди и Р. Вагнера — юбиляров 2013 года. Блистательно были исполнены увертюра к опере Дж. Верди «Сила судьбы» и ария Леоноры (солистка — Яна Барто, Австрия). Финальным апофеозом знаменательного вечера стало исполнение Вступления и Смерти Изольды из оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда».