Но были в его жизни и годы простоя, и порыв навсегда уйти из кино, и личные трагедии. А теперь осталась вечная память и, конечно, фильмы.
Детство
Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года. Рос будущий актер в подмосковном Павловском Посаде в простой семье механика и воспитательницы детского сада. Все, как у всех, ничего примечательного: гонял голубей, воровал яблоки из чужого сада… Отличительными для его поколения стали четыре года войны. Вячеслав Тихонов тогда учился в ремесленном училище, окончив которое работал на военном заводе.
Все детство он бегал с друзьями в городской кинотеатр «Вулкан» смотреть героические фильмы. Его завораживали любимые актеры — Борис Бабочкин, Петр Алейников, Борис Андреев, Николай Черкасов, Николай Крючков. Сам Тихонов вспоминает: «Там я и заразился этой болезнью, именуемой кинематографом».
Но родители мечтали о том, чтобы сын, определяясь с будущей профессией, выбрал сельскохозяйственную академию. Тем не менее Вячеслав Тихонов решил поступать во ВГИК. Сразу в институт его не приняли, сославшись на отсутствие фотогеничности. Ситуацию спас будущий наставник Тихонова Борис Бибиков, взяв к себе на курс после окончания набора. Ученик оправдал надежды учителя, ВГИК окончил с отличием, поступил в 1950 году на работу в Театр-студию киноактера. На счету у Вячеслава Тихонова множество ярких ролей в кино, главных и второстепенных, но при этом ни одной проходной работы.
Театр
Вячеслав Тихонов не стал театральной звездой, хотя для этого имелись все предпосылки. В Театре-студии киноактера, где он прослужил десять лет, режиссеры использовали главным образом яркие внешние данные артиста, не выявляя его творческих возможностей. Но Тихонову все же удалось заявить в полный голос о своем даровании, сыграв Медведя в поставленном Эрастом Павловичем Гариным спектакле «Обыкновенное чудо» по пьесе Е. Л. Шварца. Еще одной заметной театральной работой начинающего актера стала чеховская «Попрыгунья», где он исполнил роль Рябовского.
Кино
Будучи студентом, Вячеслав Тихонов снялся у Сергея Герасимова в фильме «Молодая гвардия» в небольшой роли Володи Осьмухина. Эту картину можно назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения молодых талантливых актеров: Инны Макаровой, Сергея Гурзо, Нонны Мордюковой, Виктора Хохрякова, Клары Лучко, Сергея Бондарчука, Евгения Моргунова, Виктора Авдюшко. Вячеслав Тихонов за роль в фильме получил Сталинскую премию.
В конце 50‑х Тихонов был уже весьма популярен, его узнавали на улице. Однако по-настоящему общенародное признание он получил, сыграв простого деревенского парня Матвея Морозова в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». По признанию самого актера, значение этой работы переоценить трудно: «С этой картины, хотя она была седьмая по счету, я и начался как актер, потому что это была настоящая первая творческая работа, которая потребовала от меня очень много того, чего я не знал в себе, не подозревал». Также работа над фильмом подарила Тихонову верного друга на всю жизнь: «Ростоцкий мне дал путевку в большой кинематограф, путевку в жизнь… На почве уже творческой работы началась, видимо, наша настоящая мужская дружба».
После выхода в прокат фильма Ростоцкого Тихонов почувствовал, что режиссеры стали смотреть на него иначе, характер предлагаемых ему ролей изменился. За короткий срок он сыграл ряд значительных, разноплановых ролей в фильмах: С. И. Ростоцкого — «Майские звезды» (1959) и «На семи ветрах» (1962), Е. И. Ташкова — «Жажда» (1959), М. А. Швейцера — «Мичман Панин» (1960), Л. Д. Лукова — «Две жизни» (1961), С. И. Самсонова — «Оптимистическая трагедия» (1963).
«Война и мир»
Эпохальной для Вячеслава Тихонова стала роль князя Андрея Болконского в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир», на которую актер был утвержден не сразу. Эпопея снималась четыре года, работа оказалась сложной. Непростым было и отношение Тихонова к роли, позже он вспоминает: «Был не доволен своей работой, я считал, что Андрей Болконский у Толстого более значительный в литературе, а вот на экране не получилось. Я вообще хотел уходить из кино в театр, надо было сесть за парту снова, снова себя подремонтировать, с точки зрения искусства».
Образ Болконского настолько проник в актера Тихонова, что даже в конце жизни не оставлял его в покое: «И вот он сейчас мне является — Андрей Болконский — очень часто ночами, раздумываешь и не можешь заснусь… Это вообще болезнь актерская, когда мы несколько раз потом проигрываем какие-то роли, которые в тебе засели и которым ты отдал много, много чего-то дорогого».
Киноэпопея «Война и мир» получила множество наград, в том числе и премию «Оскар».
После фильма «Война и мир», в самый кризисный момент творческой жизни Вячеслава Тихонова, Станислав Ростоцкий предложил ему роль учителя Мельникова в фильме «Доживем до понедельника». Вместе с Тихоновым в этой замечательной, доброй картине снялись знаменитые Ольга Жизнева, Нина Меньшикова и начинающие Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Ирина Печерникова.
«Семнадцать мгновений весны»
В 70‑е годы на экраны вышла самая «звездная» работа Вячеслава Тихонова — роль Исаева в телесериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Образ Штирлица был создан настолько достоверно, что в реальность его существования поверили миллионы зрителей. Но, вспоминая наиболее значительные роли, сам Тихонов пропускает легендарного Штирлица. И это объяснимо: все, что можно было сказать, уже сказано. Похожую на Штирлица роль, но не рядового, а руководящего сотрудника советских спецслужб актер исполнил через десять лет в телесериале «ТАСС уполномочен заявить…» по роману того же Юлиана Семенова.
Позже Вячеслав Тихонов сыграл ряд разноплановых ролей: в гуманистической картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо», в комедийном фильме «По улицам комод водили» режиссера Марка Генина, в военной драме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», в фильме Марка Захарова «Убить дракона».
С середины 90‑х Вячеслав Тихонов все реже стал попадать на телеэкраны. Одна из значимых его работ в этот период — слепой ветеран войны Моргулис в драме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы». Сценарий фильма писался специально под Вячеслава Тихонова, Олега Ефремова и Михаила Ульянова. После этой картины Тихонов в кино почти не снимался, вот только Эльдару Рязанову отказать не смог и сыграл эпизодическую, но крайне важную, роль Бога в фильме «Андерсен. Жизнь без любви».
Последняя работа Вячеслава Тихонова — Всеволод Константинович в картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Выхода на экраны фильма актер уже не дождался.
Личная жизнь
На съемках фильма «Молодая гвардия» Вячеслав Тихонов познакомился со своей будущей избранницей Нонной Мордюковой. Еще в институте два столь разных человека стали мужем и женой. Вскоре у них родился сын Володя — красивый мальчик с несчастливой судьбой, он погиб от столь распространенного ныне смертельного пристрастия. В браке супруги прожили тринадцать лет.
Со своей второй женой Тамарой Ивановной Тихонов встретился во время работы над озвучиванием знаменитого фильма Клода Лелуша «Мужчина и женщина». Тамара Ивановна по специальности была преподавателем французского языка и помогала с переводом. Позже у супругов появилась дочь Анна, ставшая впоследствии актрисой. Среди ее ролей в кино есть фильмы, в которых она снималась вместе с папой. Также Анна Тихонова организовала небольшую студию «Актер кино», художественным руководителем которой стал ее знаменитый отец.
Последние годы жизни Вячеслава Тихонова прошли на Николиной горе, где он приобрел для себя дачу, ставшую любимым местом отдыха. В этот период жизни с легкой руки журналистов актера прозвали «Великим отшельником». Радостное событие в жизни Вячеслава Васильевича произошло в 2005 году — на свет появилось сразу двое внуков — близнецов.
В декабре 2009 Вячеслав Тихонов ушел из жизни. Актеру был 81 год. В документальном фильме «Последний герой. Вячеслав Тихонов», оглядываясь на прожитые годы, он сам сказал так: «Я вот сейчас оглядываюсь назад, вся жизнь прошла в экзаменах. То в школе, то в институте, то первые роли, на которые утверждали… Каждый раз экзамен, каждый раз волнение: да или нет, быть или не быть…»
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА