Увидеть спектакли собственными глазами можно уже в следующие выходные: будет дано четыре представления 5 и 6 ноября в 11.00 и 15.00. Некоторыми подробностями грядущей премьеры поделились создатели спектакля — балетмейстер Йохан Нус (Франция), дирижер Владимир Гаркуша и художник-постановщик Александр Лапин.
—У балета поистине гениальный литературный первоисточник — историю Маленького принца знают практически во всех странах мира! Какие из многочисленных смыслов этой повести оказались наиболее Вам близки и нашли отражение в концепции спектакля?
Йохан Нус: Главной мыслью философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери для меня, безусловно, являются слова, сказанные Маленькому Принцу его другом, мудрым Лисом: «Зорко только сердце. Главного глазами не увидишь». Именно этот, по моему мнению, гениальный афоризм и стал основным для концепции нашего балета.
Александр Лапин: В «Маленьком принце» за каждым предложением, за каждым словом скрывается огромное количество глубочайших смыслов: жизнь и смерть, проблема выбора, дружба, верность, любовь… Мне очень сложно выбрать одну, главную мысль — они все для меня равнозначны! Поэтому при создании визуального образа спектакля я исходил из необходимости как можно более полно передать эту смысловую множественность повести.
Владимир Гаркуша: При прочтении произведений Антуана де Сен-Экзюпери я ясно себе представлял, как этот гениальный, так рано и трагически погибший писатель, будучи профессиональным летчиком, наблюдал Землю с высоты птичьего полета. Он видел этот беззащитный шарик и понимал, насколько мы зависим от добрых чувств между людьми. Хотелось бы, чтобы наш спектакль было настоящим откровением: красивым, добрым, светлым. Балет будет о возвышенном, о поэтизации чувств дружбы, любви, верности — трех добродетелей, которые делают человека человеком.
—Балет ориентирован на детскую или взрослую аудиторию?
Александр Лапин: Книга Сент-Экзюпери говорит о взрослых проблемах детским языком. Сложнейшие, основополагающие для человека понятия преподносятся писателем настолько легко и доступно, что без труда становятся понятны всем и каждому. Однако у детей после просмотра спектакля обязательно возникнут вопросы, на которые им смогут ответить взрослые — родители, бабушки, дедушки, тети, дяди, с которыми они увидят спектакль. А объясняя что-то своему ребенку, взрослый и сам сможет многое понять.
—Какой будет музыкальная основа спектакля?
Владимир Гаркуша: Мы обратились к классике: творениям Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Петра Чайковского, Камиля Сен-Санса, Александра Скрябина, Арама Хачатуряна, Эрика Сати и Эрнесто Лекуоны.
—Чем был обусловлен выбор именно такой музыки? Не проще ли было подобрать для детей какие-то популярные, доступные мелодии?
Владимир Гаркуша: Я думаю, что детям категорически нельзя предлагать дешевый ширпотреб, музыку, которая не воспитывает, а лишь прививает дурной вкус. Нельзя, чтобы в академическом театре ребенок слышал ту же «музыку», которую бездумно навязывает радио и телевидение. Воспитать личность на таком материале невозможно. Ни в коем случае нельзя отрываться от классики: она является той основой, которая может научить человека видеть и чувствовать красоту.
Йохан Нус: Главная цель нашей постановки заключается в том, чтобы после увиденного у зрителя сохранились особенные, высокие чувства, чтобы ни один из них не остался равнодушным, а понял для себя нечто важное. Именно для того, чтобы подобные чувства возникли, нами и была избрана музыка великих композиторов прошлого, которая одна способна в этом помочь.
—Расскажите о хореографии балета.
Йохан Нус: Опираясь на классическую хореографию, я хотел расширить границы танца, используя элементы новой техники, а также создать своеобразный интерактив. Для меня было очень важно создать ярких, запоминающихся главных героев. Зрители также увидят танцы цветов, деревьев, птиц и даже планет.
—Какова художественная концепция спектакля? Расскажите о декорациях, костюмах.
Александр Лапин: Спектакль будет по-театральному ярким и зрелищным. Зритель увидит видеопроекцию, которая станет не фоном, а продолжением движений актеров, появятся новые интересные световые решения, формовые декорации. Костюмы будут легкими, изящными; они не только подчеркнут характер персонажей, но и помогут передать пластичность танцев. Будут в спектакле и элементы кукольного театра, эпизоды с живым вокалом. Конечно, в оформлении балета будут использованы рисунки самого Сент-Экзюпери, потому что «Маленького принца» без них представить невозможно.
Из досье «Харьковских известий»
Йохан Нус — молодой, но популярный французский актер, певец и хореограф, стал известным миллионам телезрителей по участию в передаче «Франция имеет таланты» (по аналогии с нашей — «Украина имеет таланты»), где был востребован именно как хореограф. Й. Нус начал проходить школу танца с пяти лет. И, несмотря на то, что позднее окончил экономический факультет Университета в Нанси, окончательно избрал для себя путь в театральное искусство.
Постановки Нуса шли в театрах Комедии, Елисейских Полей, Дворце конгрессов, концертном зале «Олимпия», варьете «Фоли Бержер», парижском казино. Как балетмейстера его привлекают мюзиклы: «Моя прекрасная леди», «Скрипач на крыше», «Аладдин», «Любовь с первого взгляда». Й. Нус участвовал и в оперных постановках («Медиум» Дж. — К. Менотти в Лилле, «Груди Тиресия» Ф. Пуленка в Реймсе). Для реализации совместного проекта бельгийского импресарио и ХНАТОБа был приглашен в Харьков поставить балет «Маленький принц».
Кандидат искусствоведения Вера Мовчан