А еще — фильм о таких нужных всем сегодня чувствах: о любви, о доброте и верности, об умении ждать и ценить человека, оказавшегося рядом волею судеб. В этом фильме герои появляются из ниоткуда… Красавица Люба (Алла Бинеева) выезжает на велосипеде к своему пивному ларьку — остановке по требованию — будто соткалась из степного марева; красавец‑мачо на красном «мерседесе» путешествует по Украине (которая «такая большая!»), чтобы парадоксально оказаться не соблазнителем, а утешителем одинокой героини Марты («Я завидую тому мужчине, который будет завтракать твоими оладьями… пускай даже и до рассвета»); даже главный герой фильма неприкаянный Иван появляется на причале возле дома Марты, будто прошел все побережье с фотоаппаратом на груди; ну а сама Марта, 38-летняя Ассоль, вообще проводит большую часть своей жизни между широкой полосой неба и полоской моря, рыбача на лодке. Куда бредут, плывут, куда едут эти такие красивые, но потерянные во времени, между морем и степью люди?
Фильм дает утвердительный ответ: они не потеряны, а, наоборот, нашли себя и свое счастье на этом узком перешейке тверди между заливом и лиманом (операторская работа Сергея Тартишникова). Между прошлым и будущим, которые не важны, потому что в настоящем — счастье.
Широкоэкранная видовая картина по жанру является мелодрамой, и потому в сценарии Д. Мойсеева всего шесть действующих лиц. Актеры Полина Войневич (Марта), Константин Данилюк (Иван), Алла Бинеева (Люба), Олег Стефан (Кирилл), а также Станислав Глушко и Михаил Савченко пока малоизвестны украинскому кинозрителю. Что, впрочем, нисколько не умаляет достоинств команды. Наоборот, я бы сказала, что магия фильма в первозданности: земли, моря, лиц без грима и косметики… лиц таких красивых людей.
Первый сеанс предварял вступительным словом режиссер фильма Дмитрий Мойсеев, так что у нас появилась возможность задать ему несколько вопросов.
—Дмитрий, это ваша дипломная работа?
—Я выпустился из Национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого в 2008 году, но эта картина снималась нами четыре года. Замечу, что «Такие красивые люди» — проект, полностью осуществленный на деньги госбюджета, на базе Киевской киностудии им. А. Довженко.
—Фильм невероятно красивый. В том числе в своей интерьерной части. Черное фортепиано, за которым играет Марта, в кремовом вечернем платье и белой «чалме» на голове, будто заживо похоронив свою женственность и молодость, поднимается до символа. Сарай для сушки рыбы превращен вами в подобие, со свисающими янтарными «сталактитами», звенящими от ветра, будто китайские обереги при дверях.
—Я подобрал команду из трех художников, ну и сам как режиссер оценивал каждый предмет, каждую фактуру в кадре. Для фильма были построены декорации прямо в херсонской степи возле моря.
—«Такие красивые люди» — несомненно, авторское кино, но при этом демократичное, намеренно не усложненное. Что из компонентов фильма, кроме сценария, работы художников, операторской работы, вы бы хотели выделить по степени оригинальности?
—Отмечу, что над картиной работали как представители Западной Украины, так и Центральной, а музыку к фильму вообще написал ныне проживающий в Нидерландах композитор Максим Шалыгин (фортепианные композиции к финалу фильма «обрастают» густой симфонической фактурой. — Прим. авт.). Так что можно назвать фильм украинским с европейским акцентом.
—Как вами подбирались актеры для фильма? Не скрою, харьковским зрителям особенно интересно было следить за дебютантом на киноэкране Олегом Стефаном, который учился в нашем институте искусств, был известным и очень одаренным актером театра им. Т. Шевченко «Березиль», впоследствии стал одним из ведущих мастеров львовской сцены, лауреатом Государственной премии им. Т. Шевченко. Сразу ли вы нашли друг друга, чтоб создать такой удивительно цельный образ «странного» Кирилла, мужчины и ребенка одновременно, такого современного юродивого — человека-камертона, человека‑меры вещей и людей?
—Все актеры попали в команду фильма через кастинг. Единственно, кого я видел в роли Ивана с самого начала, еще при создании сценария, это Константина Данилюка. А на пробах уже конкретизировались героини фильма. Я просто с первого взгляда «узнавал» в них необходимые для осуществления моего замысла качества. Действительно, Олег Стефан — крупнейший театральный актер современности, в кино снялся… впервые. Как и вы, считаю этот дебют удачным. Почему Олег согласился сниматься в моем фильме? Ему понравился сценарий. Не разочаровала и команда. Стефан был приятно удивлен, что кинорежиссер может ездить к актеру, в его город, чтобы посмотреть спектакли с его участием… Одним словом, у нас сложилось взаимопонимание.
—Фильм совсем свежий. Но как успела сложиться его фестивальная судьба?
—Побывали на фестивалях в США, Италии и Армении, а среди украинских — на киевском форуме «Молодість», но я не считаю это рейтингом успешности фильма. Мы стремимся к большему.
—В Харькове фильм показывают только 4 дня за две недели. А как смотрит новое украинское кино зритель в других городах?
—Киевлянам картина демонстрировалась на протяжении трех недель, успешными были показы во Львове, в Ивано-Франковске (на улицах которого мы снимали), в Херсоне… Не скажу, что мы объездили уже все города Украины, но то, что объединили фильмом о любви Украину от Львова до Харькова, — сказать можно.
—Увидят ли фильм телезрители? Уверена, это принесло бы фильму и его создателям максимальную известность.
—«Такие красивые люди» были задуманы как широкоэкранная, полнометражная работа, картина снята на пленку, и потому считаю, ее необходимо смотреть и слышать в кинотеатре. Пока что я не стремлюсь к тому, чтоб показывать фильм по телевидению.
—Хочу поблагодарить вас за фильм не только о красивых, но еще и об истинных человеческих отношениях, о настоящей любви. Снимайте еще и продолжайте занимать в своих работах украинских артистов!
—Обязательно, это же наша общая работа.