«Женщина-ребенок» Виктория Мищенко
В насквозь пронизанном эстетикой модерна культовом фильме богемы 1980‑х «Господин-оформитель» О. Тепцова художник, создавший идеальный манекен — красавицу женщину-ребенка для витрины ювелирного магазина, пророчествует его хозяину: «Этот ребенок принесет вам славу». Далее в фильме манекен таинственным образом обретает плоть, кровь и дыхание. Актриса Виктория Мищенко — хрупкая голубоглазая блондинка с идеальными чертами лица. Вика может быть смешливой, ребячливой но, вместе с тем, остается неподдельно загадочной, многозначительной. Глядя на нее на сцене, подхватываешь цепочку ассоциаций: Вика — и «ангел», и «женщина», и «ребенок», и «кукла»… Она — актриса, а еще талисман на счастье спектаклю. Неповторимая гармоничность облика, отточенная техника молодой актрисы и присущая ей творческая аналитичность уже принесли Виктории лауреатства всеукраинских и международных фестивалей едва ли не за каждую сыгранную роль. Студенткой она сыграла в спектакле «Бойня», который был отмечен на фестивалях «Театрон» и «Добрый театр»; в эпоху работы в Театре «P. S.» Вика завоевала лауреатство фестиваля «Курбалесія» за роль Ее — инфернальной красавицы, а попросту говоря — смерти, с которой внезапно очнулся в одной кровати Он. Актриса вошла в историю харьковского театра как первая исполнительница этой сложнейшей философской роли в постановке «Пригода ведмедиків панда» С. Пасечника, которая и сегодня имеет в городе свой «фан-клуб».
Затем на какое-то время Виктория вместе с однокурсником- режиссером И. Бутняком ушла в собственный парадоксальный проект «Театр Ванды Адольфовны» (в память о матери Леся Курбаса). Запоем зачитываясь произведениями В. Хлебникова, молодые кукольники выпустили спектакль «Чертик» — фейерверк импровизации. В зрительном зале Дома актера взрослые театральные специалисты буквально плакали со смеху, а после — поздравляли: в Харькове стало одним живым театром больше! Однако театр распался. Теперь, по счастью, талантливые выпускники курса С. Довлетовой снова вместе — П. Савельев и В. Бурлеев стали партнерами Виктории на академической сцене. И все-таки при всей любви к компании, актрисе знакомо ощущение, что в творчестве нужно быть индивидуалистом; художник отвечает за свой путь сам. Не случайно уже трижды как исполнительница центральных ролей Виктория была участницей значительного творческого успеха харьковских кукольников: в Москве на фестивале им. С. Образцова и в Петербурге на фестивале «Кукарт». Ну а персонально — за роль Тани в «Простых историях Антона Чехова» Виктория была удостоена лауреатства І Международного театрального фестиваля «Зоряний шлях». Похоже, актриса действительно приносит удачу!
Не случайно, «крещенная в драме», сегодня в театре кукол Виктория играет стержневую трагическую роль Панночки-утопленницы и невероятным образом соединяет эксцентрику с лирикой в роли чеховской Тани. В других спектаклях Вика не забывает и о своей яркой комедийной одаренности. В «Снегурочке» режиссера И. Мирошниченко она получает массу удовольствия от рольки Царевны Несмеяны. А сколько удовольствия переживают зрители, когда остроумно придуманная И. Борисовой кукла делает трюк, и из ее глаз во все стороны неожиданно льются струйки воды! В «Мастере и Маргарите» (реж. Е. Гимельфарб) Мищенко неотразима в роли шикарной нэпманки из варьете. Заниженная талия вечернего платья, излом брови из-под кокетливой шляпки, мушка на щечке и выбившийся светлый локон — уж не Эллочки ли Людоедки подружка? Жена Семплеярова — обманчивого вида тонкорукая дамочка, которая, чуть что не по ней — ах! — может заломить руку за спину. И кому?! Да хоть бы и самому черту: «Ах, помадка!». Или за коробку туфель отправить в нокаут атлетически сложенного мужа: «Не ломайте мне руку, деспот!».
Несомненно, «первую скрипку» в ее судьбе на сцене театра кукол сегодня играют спектакли режиссера Оксаны Дмитриевой. В чеховской новелле «Черный монах» Таню — В. Мищенко запоминаешь как лучик, блеснувший в окутавшей яблочный сад Песоцкого кромешной ночи. Один из ключевых эмоционально-образных моментов спектакля «Простые истории Антона Чехова» — это сцена любви Коврина и Тани. Модерная хореография (И. Фалькова) и символика просыпавшихся на ложе спелых яблок рождают образ, который не забудется мастерским синтезом формы и содержания.
В. Мищенко — удивительно музыкальная актриса, что особенно пригодилось ей в спектаклях «Дюймовочка» и «Про принцев и принцесс» (к слову, спектакль — лауреат премии Кабинета Министров Украины). В первом — Виктория от лица главной героини исполняет песни на сложнейшие мотивы А. Шнитке. Во втором — играет: принцессу Крапинку, унылого королевского повара, Короля, фрейлин, а также… весь народ королевства, и при этом точно звучит в оперных генделевских партиях! В работах для детей Мищенко — сама уже мама двух сыновей — бережено лелеет интонацию сказки. Потому так трогателен и раним ее Ежик в поэтичном спектакле по сказкам С. Козлова «Ежик из тумана».
Еще во время актерских тренингов в театре Пасечника Мищенко приняла как аксиому, что без атмосферы не рождается ни роль, ни спектакль. Вот и репетируя «Майскую ночь», будто ребенку, читающему сказку, ей очень захотелось помочь своей героине, и Вика почти поверила, что ее игра может повлиять на спасение, освобождение души панночки — утопленницы.
Ступеньками, ведшими актрису к вершине мирового репертуара, были поэтика Вишнека, Чехова, Гоголя и вот, наконец — Шекспир! Ее Корделия, с тихим и спокойным голосом, с бесконечной внутренней гармонией человека, уверенного в своей правоте, внесла в наэлектризованный конфликтностью спектакль О. Дмитриевой умиротворение.
Еще не так давно Виктория Мищенко говорила, что мечтает преодолеть синдром ролей «юных девочек» и сыграть… мужскую роль. Мальчишку или роль постарше — все равно, лишь бы вот так взять и приклеить усы, удивив всех внутренним перерождением! Осуществить дерзновенную мечту игры Вике помогла О. Дмитриева, доверив ей роли вечной возлюбленной Казановы в спектакле по двум пьесам М. Цветаевой и мемуарам знаменитого авантюриста. Девушка-гусар таинственная Генриетта, которая ночами бродит по карнизам в поисках приключений, у Виктории явно родственна ее прежней героине из «Пригод ведмедиків панда» — в их жилах течет не кровь, а холодный лунный свет. Спектакль оканчивается тем, что немолодой Казанова обретает идеал любви в пацанке Франциске — живом и обжигающе искреннем двойнике Генриетты.
«Я к вам пришла! …чтоб стать счастливой», — кричит Казанове не то Франциска, не то — сквозь годы разлук и расставаний — сама утраченная Любовь, Генриетта!