Женщина тысячелетия

24.03.2014 09:04   -
Автор:
Клара Лучко родилась 1 июля 1925 года в украинском селе Чутове. Ее отец, Степан Григорьевич, работал директором совхоза села Яковцы под Полтавой. Мама, Анна Ивановна, председательствовала в колхозе другого района. Клару (названную так в честь знаменитой революционерки Клары Цеткин) воспитывала неграмотная баба Киля, ее тетя.
Вскоре Степан Григорьевич поступил в пединститут, и семья Лучко переехала в Полтаву. Клара росла робкой и замкнутой девочкой. К тому же из-за высокого роста и нескладной фигуры в школе ее дразнили «жирафой».
В 1941 году Клара Лучко закончила седьмой класс, а меньше месяца спустя грянула Великая Отечественная война. Семью Лучко эвакуировали в Казахстан. Здесь, в городе Джамбуле, Клара закончила десятилетку. Надо было определяться с профессией…
Клара с детства была безумно влюблена в кино. В школе она занималась в театральном кружке и мечтала в будущем стать актрисой, такой, как ее кумир Тамара Макарова. Из газеты Клара узнала, что Сергей Герасимов набирает в Алма-Ате актерский класс. Родители Клары были категорически против выбора такой профессии. Им хотелось, чтобы дочь стала врачом или юристом. Но тихая и послушная Клара вдруг с твердостью заявила, что обязательно будет актрисой, и родителям пришлось смириться…

ВГИК

Несмотря на большой конкурс, Клара с успехом сдала экзамены и была принята во ВГИК, в мастерскую В. Бибикова и О. Пыжовой. Вскоре ВГИКу разрешили вернуться в Москву, и Клара продолжила там обучение на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Она не числилась ни среди «одаренных», ни среди «талантливых». Но педагоги верили в ученицу.
Клару Лучко, как актрису, уже в годы учебы стали привлекать сложные, психологические характеры, для которых требовались яркие, насыщенные краски. И впоследствии ей немало довелось играть именно такие роли. Однако диплом она получила с такой рекомендацией: «Лучко — тургеневская героиня, ей подойдут лирические классические роли…»

Дебют в кино

В 1948 году в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» она сыграла тетушку Марину. Утверждая свою ученицу на эту роль, Герасимов сказал ей: «Поскольку ты украинка, я тебе полностью доверяю — полопочи в фильме на своем».
Как признавалась К. Лучко, это было «ее, родное», и поэтому она так легко вошла в образ. Ее ласковая, нежная Марина — в украинской вышитой сорочке стала как бы олицетворением самой Украины. И не случайно, что за эту работу начинающая актриса получила отличную оценку.

В 2000 году в Кембридже определялись лучшие актрисы тысячелетия. И выбор пал на нашу актрису! Кларе Лучко прислали сертификат «Женщина тысячелетия», где было написано: «Отнеситесь серьезно, потому что следующее награждение состоится лишь через 1000 лет».

Пробы на роль Даши Шелест

После окончания ВГИКа Лучко пригласили работать в Театр киноактера. Спектакли на его сцене ставили известные режиссеры, а играли в них многие звезды отечественного кино, когда были свободны от съемок.
Однажды в театре появилось объявление о том, что Иван Пырьев будет читать новый сценарий — музыкальной комедии «Веселая ярмарка». Клара Лучко вместе с другими актерами пришла на читку, где ее и заметил режиссер. Вскоре ее пригласили на фотопробы на роль молодой колхозницы Даши Шелест. Снималась она в паре с Владленом Давыдовым. Пробы были удачными, и Лучко утвердили на роль. Эту весть сообщил молодой актрисе знаменитый режиссер Александр Довженко, добавив: «Поздравляю и желаю успеха. Вы будете много и успешно сниматься в кино». Он оказался прав.
Для картины «Веселая ярмарка» Пырьев собрал великолепный актерский ансамбль. В фильме снимались: Марина Ладынина, Сергей Лукьянов, Владлен Давыдов, Владимир Володин, Борис Андреев и другие звезды отечественного кино. Не удивительно, что Клара Лучко была просто счастлива оказаться в такой компании. К тому же Пырьев, о котором все говорили, как о диктаторе, оказался очень чутким человеком и хорошим психологом. Клара Степановна вспоминала: «Если я что-то не так делала, он как будто кому-то выговаривал, но я сразу все понимала».
Готовую картину привезли на просмотр Сталину. Руководителю страны она очень понравилась, но он посоветовал ее переименовать в «Кубанские казаки». Под таким названием картина и вышла в прокат, мгновенно завоевав любовь миллионов зрителей.
«Кубанские казаки» буквально перевернули жизнь Клары Лучко. В одно мгновение никому не известная молоденькая актриса превратилась в лауреата Государственной премии и стала звездой всесоюзного масштаба.

Первый брак

Фильм изменил жизнь Клары Лучко не только в профессиональном плане. На съемках она встретила свою любовь в лице актера Сергея Лукьянова. В картине Лукьянов играл главную роль — Гордея Ворона. Рассказывают, что, когда он впервые увидел в гримерке Клару Лучко, он воскликнул: «Я пропал!» Через год после выхода «Кубанских казаков» на экраны они поженились, а в 1957 году у супругов родилась дочь Оксана.
Вместе Лукьянов и Лучко прожили 15 лет. Их брак оборвала ранняя смерть Сергея Владимировича. У него было больное сердце, и в самом расцвете своего таланта (в возрасте 54 лет) он ушел из жизни.

Международный успех

После «Кубанских казаков» Клара Лучко стала очень востребованной в кино. В 1952 году она вместе со своим мужем Сергеем Лукьяновым снялась в фильме Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова». Именно с этим фильмом актриса поехала на Каннский кинофестиваль, где произвела настоящий фурор. По поводу ее румянца журналисты даже заключили пари — естественный он или результат макияжа. А великие Пабло Пикассо и Фернан Леже были в восторге от удивительной красавицы, «похожей на свежую розу».
В 1955 году режиссер Ян Фрид неожиданно для всех пригласил К. Лучко на главную роль в картину «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. Актрисе предстояло сыграть сразу три роли (!) — Виолу, ее брата близнеца Себастьяна и Цезарио. Выбор режиссера вызвал всеобщее недоумение — как Лучко с ее украинским акцентом будет играть Шекспира?! Однако Ян Фрид остался непреклонен.
Перед Лучко стояла непростая задача. Отказавшись от дублеров, она упорно училась фехтованию и верховой езде. Роли в «Двенадцатой ночи» были буквально выстраданы актрисой. На съемках ей порой казалось, что у нее не получается очередная сцена, и она украдкой за декорациями плакала. Но после этого она вновь возвращалась на площадку и с упорством продолжала работу.
После окончания съемок Клара Лучко вместе с картиной отправилась на Эдинбургский фестиваль. На родине Шекспира ее ждал огромный успех. Картина получила великолепные рецензии, и в первую очередь отмечалась игра Клары Лучко.

1965–1978 годы

В середине 60‑х в семье Клары Лучко произошла трагедия — скончался муж. Наступило одиночество. К этому прибавилась неопределенность в актерских делах. Кларе Лучко пришлось пережить период перехода на возрастные роли — период, для многих актрис становившийся роковым. Некогда популярную актрису стали реже приглашать на съемки. Но Лучко не отчаивалась. Она по-прежнему настойчиво продолжала работу в Театре киноактера, откликалась на любые предложения в кино…
Постепенно Клара Лучко вернула утраченные позиции в кинематографе. В 70‑е годы она с успехом снялась в комедиях «Опекун», «Дача», исторической драме «Гнев» и других картинах. Кинематограф заново открывал зрителям актрису, которая представала мудрым мастером, которому есть что сказать публике.
Все образовалось и в личной жизни. Спустя восемь лет после смерти Лукьянова Клара Лучко в гостях у своей подруги, теледиктора Азы Лихитченко, встретила своего второго мужа — известного писателя и журналиста Дмитрия Мамлеева.

«Цыган»

Новый виток популярности Кларе Лучко принесло участие в телесериале Александра Бланка «Цыган» по одноименному роману Анатолия Калинина. Когда решался вопрос о главной героине, автор твердо заявил: «Хочу, чтобы Клавдию играла Лучко». Правда, по сценарию главной героине было 40 лет, а возраст Лучко уже приближался к 60, но это не остановило авторов фильма. И они оказались правы. Актриса настолько ярко, естественно исполнила роль Клавдии, что вряд ли кто-то из зрителей догадался о ее возрасте.
На главную мужскую роль — цыгана Будулая — пробовались многие актеры. Среди претендентов был даже знаменитый Армен Джигарханян. Но Джигарханян не смог приехать на пробы, а остальные категорически не подходили. И тогда Клара Лучко вспомнила про молдавского актера Михая Волонтира, с которым она снималась в 1977 году в драме «Корень жизни»…
Едва выйдя на экраны, сериал мгновенно стал необыкновенно популярным. На Клару Лучко, как и во времена «Кубанских казаков», обрушилась лавина писем. Она вспоминала: «Зрительницы рассказывали мне, а вернее, моей героине, что у них не сложилась жизнь, что, увидев судьбу Клавдии, поняли, что они где-то были не правы, что нужно быть мудрее, ждать, верить, а они нетерпеливы. Наверное, фильм стоило делать хотя бы потому, что он заставлял людей задумываться над своей жизнью».
Спустя шесть лет на экраны вышло продолжение сериа-ла — «Возвращение Будулая», имевшее не меньший успех, чем его первая часть.

Последние годы

Клара Лучко активно снималась в кино до середины 90‑х. Затем она отошла от кинематографа, но по-прежнему продолжала оставаться на виду. Всех поражало умение Клары Степановны красиво стариться. Она словно не чувствовала своего возраста, оставаясь очаровательной и в 70, и в 75 лет.
В 2002 году Клара Степановна выпустила книгу «Виновата ли я…», а в начале 2005 года выпустила календарь, рассчитанный на три года вперед, со своими фотографиями в кино.
Каждый день Лучко был расписан по минутам. Незадолго до смерти она закончила съемки в фильме Юлия Гусмана «Парк советского периода», своеобразном ремейке «Кубанских казаков». Правда, роль озвучить не успела. «Другая актриса не будет озвучивать роль Лучко, — категорически заявил режиссер. — Сейчас технически возможно сделать так, чтобы в фильме прозвучал голос именно этой великой актрисы».
Умерла Клара Лучко субботним утром 26 марта 2005 года.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА