Наталья Георгиевна Гундарева родилась в Москве 28 августа 1948 года в семье инженеров.
Она выросла на шумной и всегда многолюдной Таганке, в семье, где ценились труд и знания. «От родителей мне достались: отцовская рассудительность, то есть реальное понимание момента, а с другой стороны, мамина такая нетерпимость — сделать во что бы то ни стало». Любовь к театру передалась дочери от матери — та в свободное время играла в самодеятельном театре своего института. Сначала Наталья Гундарева играла в школьном драмкружке, а в 8‑м классе записалась в театр при городском Дворце пионеров. Но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала, считая, что театр — это не для нее, вроде, мол, и весело, но внешность особых надежд не внушает, так что будем реалистами. В 10‑м классе она перешла в вечернюю школу и устроилась работать чертежницей в конструкторское бюро, готовясь пойти по стопам матери и стать проектировщицей.
Конопатое чудо
В 1967 году начала сдавать вступительные экзамены в МИСИ и, скорее всего, поступила бы. Но как это порой бывает, вмешался случай. Друг Натальи, Виктор Павлов, знавший ее по любительской сцене и считавший, что у нее настоящий драматический талант, уговорил девушку бросить мысли о карьере проектировщицы и вместо этого пойти в актрисы.
В том 1967 году конкурс в Театральное училище имени Б. В. Щукина был огромен — 250 человек на место. Тонкие, изящные, томные писаные красавицы составляли большую часть абитуриентов. Конкурировать с ними было сложно. Привыкшая с детства к эпитетам «булочка», «кубышечка», «пампушечка», Наташа, конечно же, комплексовала. Поэтому постаралась сделать внешность свою запоминающейся. Розовое, с огромными синими цветами платье, ярко-розовые щеки и губы, голубые веки и кудри! Большая такая жизнерадостная цветочная клумба. По дороге в институт Наташа попала под дождь. Комиссия во главе с мастером курса Юрием Катиным-Ярцевым видом абитуриентки Гундаревой была шокирована. А потом очарована ее талантом. Ее приняли!
«Конопатое чудо» — так Гундареву прозвали однокурсники: Юрий Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей. Новоиспеченная студентка аккуратно записывала все лекции, самозабвенно трудилась на репетициях. Завернувшись в три слоя шерсти, часами занималась в балетном классе.
На втором курсе Наталья Гундарева блестяще сыграла Домну Платоновну из «Воительницы» Лескова. После чего, как рассказывают, ректор Щукинского Борис Захава воскликнул: «Гундаревой уже нечему учиться — пора на сцену». Со студенчества у Наташи осталось правило — анализировать каждую черточку характера своих героинь и записывать в тетрадочку наблюдения.
Театр
В 1971 году, окончив училище, Наталье Гундаревой нужно было определиться с театром, в котором ей предстоит работать. Ее ждали сразу несколько крупных столичных театров: МХАТ, «Современник», Театр имени Вахтангова и Театр имени Маяковского. В годы учебы из всех академических театров она сразу выделила Театр имени Маяковского, где посмотрела охлопковских «Аристократов», «Смерть Тарелкина» в постановке Петра Фоменко, «Разгром» в режиссуре Марка Захарова и ошеломившие ее спектакли Андрея Гончарова «Дети Ванюшина» и «Трамвай «Желание». Поэтому из всех предложений она выбрала именно этот театр и осталась в нем на всю жизнь, о чем никогда не жалела.
Сначала играла эпизоды и небольшие роли: дочь Ванюшина Катю в «Детях Ванюшина», Василису Одинцову в «Марии», Варку в «Думе о Британке». С первой роли стала любимой актрисой властного, деспотичного режиссера Андрея Гончарова. Но только в 1974-м Гундарева сыграла свою первую значительную работу, о которой заговорили критики и зрители — роль Липочки в спектакле по пьесе А. Н. Островского «Банкрот». Наталья до этого сидела во втором составе. Но аккуратно посещала репетиции, учила роль и записывала замечания. Когда неожиданно выяснилось, что исполнительница главной роли заболела, выпал шанс проявить себя! Всего 10 репетиций прошли перед премьерой, и режиссер был поражен, насколько была подготовлена молодая актриса. Выходя на поклон под овации зала, Наталья думала: «Вот оно, счастье! Вот так оно выглядит! Я, наверное, теперь все могу?» Спектакль наделал много шума и в театральной Москве, и в Северной Пальмире. Аншлаги, аншлаги, аншлаги. А Гундарева не расслаблялась — репетировала и работала, работала… И так будет всегда: сначала работа, театр, а потом… Ну, если останется время хоть на что-то.
После был спектакль «Бег» по М. А. Булгакову, в котором Гундарева играла «походную жену генерала» Люську. Она нашла новые краски для своей героини, сделавшие ее одной из самых значимых персонажей спектакля. Особенно запомнилась зрителям Театра имени Маяковского роль Катерины Измайловой в исполнении Гундаревой (1979 г., «Леди Макбет Мценского уезда»).
Кино
Сниматься в кино Наталья Гундарева начала с 1966 года. Но по-настоящему дебютировала как актриса в 1972 году, когда сыграла главную роль в мелодраме В. Мельникова «Здравствуй и прощай!». Она настолько правдиво передала натуру своей героини, что на «Ленфильм» даже пришло письмо, которое хвалило руководство киностудии за то, что оно привлекает к съемкам не только профессиональных актеров, но и простых людей, таких как деревенская девушка Наташа Гундарева. После были такие работы, как: Дуся в фильме «Осень» (1975), Тася в — «Подранки» (1976) и, конечно же, Аня Доброхотова в фильме «Сладкая женщина» (1977). Эта роль потребовала от Натальи немалого опыта — она сыграла 3 разных женщин, 3 разные судьбы. Мелодрама вызвала целый поток откликов и широкий резонанс в обществе. Зрители высоко оценили роль актрисы, которая создала столь неоднозначный и жизненно достоверный образ. Не случайно в 1977 году Наталью Гундареву по данным журнала «Советский экран» признали лучшей актрисой года. В 70‑х Гундарева украсила своей игрой еще несколько фильмов: «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон» и др.
В начале 80‑х Наталья Гундарева уже стала всенародно любимой и популярной актрисой. Каждой своей ролью, даже эпизодической, как например Жужу в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», Наталья Гундарева раскрывала все новые грани своего таланта. Как можно забыть ее песню «Сердца томная забота», исполненную в этом фильме вместе с Садальским!
Ну а в главных ролях таланту неординарной актрисы и подавно было где развернуться! Директор детдома Александра Ванеева из телевизионного спектакля «Хозяйка детского дома», сваха Вера из комедии «Одиноким предоставляется общежитие», певица Мельникова в фильме «Зимний вечер в Гаграх» — эти роли актрисы телезрители искренне полюбили.
В середине 80‑х актриса попала в аварию. Около трех месяцев она физически не могла играть, из-за чего даже не присоединилась к театру на гастролях. Оправившись после травмы, Гундарева снова села за руль. Режиссер Андрей Гончаров, узнав, что она самостоятельно управляет автомобилем, спросил: «Наташа, вы опять доказываете, что все можете?» Сама же актриса сравнивала свою жизнь с Олимпиадой, когда каждый участник стремится следовать ее закону: «Быстрее! Выше! Сильнее!»
Дальше были новые работы в фильмах «Подвиг Одессы», «Аэлита, не приставай к мужчинам», «Две стрелы», «Чокнутые», «Небеса обетованные», «Виват, гардемарины!».
Мужья
Официально замужем Наталья Георгиевна была три раза. Первый страстный роман закрутился на съемках фильма «Обрыв» с режиссером Леонидом Хейфецом. Он был старше ее на 14 лет, и ей хотелось раствориться в Мастере. Поженились они сразу же, как только ему дали новую квартиру. Жили дружно, весело, творчески. В дом почти ежедневно приходили актеры, обсуждали спектакли, кормила Наталья гостей очень вкусно. Поначалу молодая жена привечала друзей с радостью. Потом, когда появилось больше работы в кино, ночные посиделки стали мешать: она страшно не высыпалась. И в один такой вечер, за приготовлением очередного кулинарного шедевра, Наталья вдруг поняла, что ей надоели и эти гости, и этот брак. Кончилась любовь.
Она долго жила одна. Был короткий и яркий роман с актером Театра Маяковского Виктором Корешковым. Вся труппа родного театра с замиранием сердца следила за развитием их отношений. Они поженились и… через год развелись. Причина банальна — измена. Чтобы не думать о печальном, она работала практически без выходных. Чтобы казаться сильной, независимой. А тогдашняя публика, лишенная нынешних «медиа-сплетен», исправно выдавала актрису замуж за каждого партнера по фильму. Как-то Александру Михайлову позвонили домой, чтобы договориться о концерте. К телефону подошла его жена Вера. Прощаясь, концертный агент назвал ее… Натальей Георгиевной (Гундарева и Михайлов играли в фильме «Одиноким предоставляется общежитие»). Потом «в мужьях» ходил Сергей Шакуров. Но тут актеры и не скрывали нежных чувств друг к другу. Они много вместе работали и очень дружили. Вместе ездили на гастроли, жили в одних гостиницах. Она возила для него бульонные кубики, так как он очень любил супы, а он приносил ей каждое утро свежее молоко.
А потом в их театре появился Михаил Филиппов. Талантливый актер. За плечами — брак с дочерью Юрия Андропова Ириной, бытовая неустроенность, одиночество. Сначала они дружески общались, пересекаясь в одной компании. Но интерес друг к другу не отпускал, вскоре это были уже бесконечные разговоры обо всем на свете. А потом они просто решили, что хотят жить вместе.
Наконец-то в жизни Натальи Георгиевны появился не Гений, а просто талантливый Мужчина, с которым можно было чувствовать себя спокойно, уверенно и уютно. Они создали свой собственный мир, в который пускали очень немногих. Например, когда Наталья Георгиевна восстанавливалась после автомобильной аварии, навещал Андрей Гончаров — один из редких близких людей. Он потом вспоминал, что у солнечной, жизнерадостной, светлой актрисы такая темная обстановка в квартире. Коричневые гардины, темные обои, полумрак. Он назвал ее «женщиной сумеречной». Гончаров тогда сказал: «Сколько лет вас знаю, Наташа, а вы, оказывается, совсем другой человек!»
Гундарева и Филиппов хотели детей, но по каким-то причинам не получалось. Сплетни, разговоры и досужие домыслы больно ранили актрису. Она отвечала на некорректные вопросы журналистов: «Я не испытываю потребности иметь детей. Театр мне их заменяет». А вечером говорила мужу — ну кто они, чтобы мы им открывали свою душу и свою жизнь?
* * *
18 июля 2001 года на собственной даче под Москвой с актрисой случился инсульт. Последние годы она тяжело болела, надеялась выздороветь и вернуться на сцену родного театра, но чуда так и не произошло.
Наталья Георгиевна Гундарева скончалась воскресным утром 15 мая 2005 года на 57‑м году жизни в Москве. Похоронили великую актрису 18 мая на 6‑м участке Троекуровского кладбища.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА