Об этом говорится в проведенном Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) исследовании, передает агентство Интерфакс-Украина.
Согласно ему, в настоящее время на украинском рынке присутствуют три крупных конкурента и существенное количество мини-пивоварен.
Ожидается, что после концентрации уровень конкуренции повысится, поскольку компания получит в свой портфель ряд международных новых брендов и будет активно выводить их на рынок. Соответственно другие участники рынка могут пострадать в связи с сокращением объемов производства. Учитывая избыток производственных мощностей трех участников при отсутствии повышения доходов граждан, основная конкурентная борьба будет вестись за счет снижения цен, что в свою очередь вынуждает к экономии на качестве продукта, сокращению ресурса долгосрочного развития и продажи продукта в больших упаковках (2 и больше литра).
Ведомство отмечает, что в настоящее время на рынке пива присутствует “власть покупателя”, в том числе крупных ритейлеров, на предприятих производителей/импортеров пива.
В частности, указывается, что торговые сети обладают большими конкурентными преимуществами по сравнению с малыми и средними предпринимателями благодаря возможности закупать достаточные партии товара и другим факторам.
Кроме того, считают в АМКУ, постепенное упрощение оформления хозяйственных отношений и расширение границ со странами ЕС приведет к дальнейшему росту доли мини-пивоварен на рынке, число которых за минувший год увеличилось на десяток.
Комитет также отмечает, что в 2018 году ожидается медленное сокращение украинского рынка пива – на 7-10%, что поспособствует усилению конкуренции.
В исследовании указывается, что компания Carlsberg, а также Оболонь и Оазис (Перша Приватна Броварня) останутся сильными конкурентами участников концентрации. Это обусловлено незначительным присутствием группы Anadolu Efes в Украине.
АМКУ указывает, что некоторые участники рынка опасаются, что концентрация может привести к монополизации рынка, однако ведомство считает иначе. По его мнению, напротив, отмечается открытость рынка для новых участников, сильная конкуренция, выведение на рынок новых брендов. Эти факторы, согласно исследованию, могут нивелировать какие-либо негативные последствия концентрация и не способствуют установлению монополии или существенного ограничения конкуренции на украинском рынке пива.
Напомним, что в августе 2017 года крупнейший мировой пивоваренный концерн Anheuser-Busch InBev (AB InBev) со штаб-квартирой в Бельгии и крупнейшая пивоваренная компания Турции Anadolu Efes (Efes) заключили соглашение о намерениях по объединению своего бизнеса на территории России и Украины в равных долях.
В начале февраля АМКУ разрешил Сан ИнБев приобрести активы компании Эфес Украина.
Предполагается, что сделка может быть закрыта до конца первого полугодия 2018 года. Все изменения вступят в силу после закрытия сделки, до этого момента AB InBev и Anadolu Efes продолжать работать как независимые бизнесы.
Ей предшествовала сделка по слиянию AB InBev и SABMiller, которая завершилась в октябре 2016 года и в результате которой AB InBev получила 24% акций Anadolu Efes.
По данным агентства Интерфакс-Украина, Сан ИнБев Украина является одной и крупнейших компаний пивоваренного рынка Украины, занимая 30% украинского рынка. Ей принадлежат Черниговский, Харьковский и Николаевский заводы. Портфель пивных брендов состоит из глобальных торговых марок: BUD, Corona Extra, Stella Artois; международных: Corona, Staropramen, TALLER, Hoegaarden, Leffe, Löwenbräu, Franziskaner, Spaten, Beck’s, а также локальных: Черниговское, Рогань, Янтарь, Жигулевское.
Компании Efes в Украине принадлежит пивоваренный завод в Донецке, который сейчас находится на неподконтрольной Украине территории. На сайте компании указано, что она потеряла контроль над этими мощностями с 1 февраля 2017 года.
Подготовил Александр Легезин