На уходящей неделе блокада временно оккупированного Донбасса, которая длится уже более 40 дней, вошла в новую, официальную фазу. Президент Петр Порошенко своим указом ввел в действие решение Совета нацбезопасности и обороны о временном запрете перемещения товаров через линию разграничения в зоне проведения АТО. «Временно, до реализации пунктов 1 и 2 Минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года, а также до момента возвращения захваченных предприятий, прекратить перемещение грузов через линию разграничения в пределах Донецкой и Луганской областей.
В связи с этим Кабинет Министров безотлагательно должен принять меры по прекращению перемещения грузов, кроме грузов, имеющих гуманитарный характер и предоставленных украинскими и международными гуманитарными организациями», — говорится в указе президента.
Такой шаг Киева обусловлен также ростом угроз экономической и энергетической безопасности нашего государства, спровоцированных «угольной» блокадой. Решение украинских властей стало реакцией на захват оккупантами размещенных за линией соприкосновения предприятий финансово-промышленной группы СКМ Рината Ахметова, стоимость которых оценивается в 2 млрд долларов. Четвертый год кровопролитной войны в СКМ постоянно уверяют, что все предприятия, находящиеся на оккупированной территории, зарегистрированы на подконтрольной Киеву территории, соблюдают украинское законодательство и самое главное — платят налоги. В ответ на блокаду боевики ввели временные администрации на украинских предприятиях. Как результат — 16 марта руководство группы СКМ заявило, что полностью потеряло контроль над своими предприятиями и угольными шахтами на оккупированной территории. Влияние блокады на экономику Украины, которая только начала восстанавливаться, пока трудно оценить. По предварительному прогнозу правительства, наша страна может только в текущем году потерять в среднем 1,3 % ВВП. Кроме того, продолжение блокады до конца года может спровоцировать потери платежного баланса на сумму порядка 2 млрд долл. из-за снижения производства в металлургии, одной из ключевых отраслей украинского экспорта, при одновременном росте импорта энергетического угля. «Сегодня возникли угрозы сдерживания экономического роста в связи с блокадой, которая произошла на востоке страны. Я уже говорил, и сейчас скажу — эта блокада происходит исключительно в интересах Российской Федерации. Те, кто понимают экономические процессы, также понимают, что это так и есть. Сейчас мы смотрим на то, что нужно сделать, чтобы удержать ситуацию и обеспечить соответствующий рост», — заявил Премьер‑министр Владимир Гройсман. При этом он отметил, что правительство все же позитивно оценивает перспективы украинской экономики в 2017 году в связи с переориентацией на новые рынки и перспективами привлечения инвестиций. «Мы оптимистично смотрим в 2017 год», — подчеркнул премьер.
Оптимистично настроены и эксперты. Они считают, что, во-первых, блокада все-таки не продлится до конца года, так как местное население оккупированных территорий заинтересовано в работе предприятий, а после их национализации уверенности в том, что предприятия смогут работать, нет. Аналитики также отмечают, что предполагаемая потеря валютных поступлений в Украину на уровне 2–4 млрд долл. в общем объеме валютных поступлений — незначительная, и поэтому не окажет сильного влияния на курс гривни. Поддержку национальной валюте окажут благоприятные для украинских экспортеров условия на внешних рынках По мнению экспертов, несмотря на все негативные последствия, блокада может оказать положительное влияние на развитие других источников восстановления экономики. В частности, для компенсации потерь власти начнут более активно способствовать развитию малого и среднего бизнеса и ускорят процесс реформ для улучшения условий подъема предпринимательства в стране.
О, чудо — росбанки попали под санкции
На уходящей неделе Национальный банк, наконец-то, снизошел к требованиям проукраинских сил и ввел ограничения в работе дочерних структур российских государственных банков после трех лет ведения Россией ожесточенной и гибридной войны против Украины. Санкции против «дочек» российских госбанков, включая Сбербанк, ВиЭс Банк, Проминвестбанк, ВТБ Банк и БМ Банк, введены сроком на 1 год и представляют собой запрет на вывод капитала в пользу материнских структур, включая предоставление и погашение кредитов, размещение средств на корсчетах, выплату процентов и дивидендов, возврат субординированного долга, распределение прибыли и капитала, но при этом не затрагивают расчеты через эти банки для украинцев. Правительство совместно с НБУ обеспечит реализацию и мониторинг эффективности санкций, а также примет меры по запрету размещения в указанных банках средств государственных компаний. Спусковым крючком для введения санкций против госбанков страны-агрессора стала информация о готовности материнских структур банков, в частности Сбербанка России, обслуживать в своих отделениях клиентов, которые предоставляют паспорта граждан так называемых «ДНР» и «ЛНР». Это вызвало ответную политическую реакцию в Украине, министр внутренних дел Арсен Аваков призвал НБУ адекватно отреагировать на сложившуюся ситуацию, а после и СНБО поручил регулятору разработать меры воздействия на банки с российским капиталом. Национальный банк не ожидает негативных последствий от введенных санкций для Украины и ее граждан. По оценкам НБУ, санкции не позволят вывод активов, которые на сегодня составляют 150 млрд грн и полностью покрывают обязательства финучреждений перед украинскими вкладчиками и компаниями в размере 36 млрд грн. По оценкам группы ICU, кредиты материнских структур в попавших под санкции банках превышают 1,3 млрд долл., а ежегодная сумма процентов составляет около 90 млн долл., и эти суммы фактически превратятся в капитал соответствующих финучреждений, что улучшит их капитализацию и даст статистический прирост прямых иностранных инвестиций в Украину. Эксперты прогнозируют, что санкции приведут к оттоку депозитов из российских банков, но, тем не менее, неплатежеспособность российских «дочек» в Украине маловероятна, поскольку акционеры продолжат их поддерживать, несмотря на потенциальный отток депозитов.
Деньги были на пороге
В середине марта главный кредитор Украины — Международный валютный фонд подтвердил долгожданную дату заседания Совета директоров, на котором будет рассмотрена оценка экономической ситуации в нашей стране, а также утвержден третий пересмотр программы реформ, одобренной в марте 2015 года. Украинский вопрос планировалось вынести на повестку дня на 20 марта.
Но как стало известно, Совет директоров МВФ перенес на короткий срок запланированное на понедельник, 20 марта, рассмотрение вопроса о завершении третьего пересмотра Программы расширенного финансирования для Украины. Об этом сообщили в пресс-службе Минфина. Сообщает УНИАН.
«Перенос сроков проведения заседания вызван исключительно потребностью в уточнении расчетов относительно экономических последствий от мер, принимаемых Украиной в ответ на блокаду, и захватом украинских предприятий на неподконтрольных правительству территориях Донецкой и Луганской областей, а также в связи с признанием российской стороной документов, выданных на этих территориях», — говорится в сообщении.
Министр финансов Украины Александр Данилюк заявил, что уточнение этих расчетов важно для обеих сторон для максимальной эффективности программы. «Соответствующие консультации уже начаты. Планируем их завершить в кратчайшие сроки», — отметил он.
Власти ожидали, что Украина уже на этой неделе может получить деньги Фонда, которые поступят на счета Национального банка и пополнят золотовалютные резервы. Премьер‑министр Владимир Гройсман отметил, что дальнейшие шаги для продолжения сотрудничества с МВФ предусматривают, в том числе, пенсионную реформу, которая нужна в первую очередь самой Украине. Премьер заявил, что Украина намерена полностью и в срок выполнить программу расширенного финансирования Международного валютного фонда EFF объемом 17,5 млрд долл., рассчитанную до 2019 года, и провести соответствующие реформы.
