Украинские водители снова вынуждены переплачивать за бензин. Только с 15 по 18 апреля стоимость топлива на отечественных заправках повысилась в среднем на 3-6 коп/л, сообщает консалтинговая группа “А-95”. В частности, А-92 подорожал до 19,86 грн., А-95 до 20,55 грн., премиальные марки А-95 – до 21, 55 грн., дизельное топливо – до 17,56 грн./л.
На первый взгляд, прибавка совсем незначительная, но на самом деле общую картинку скрасило большое количество мелких АЗС, торгующих сравнительно недорогим, хоть и не всегда качественным топливом. У крупных сетей динамика подорожания намного опережает среднерыночную. По данным мониторинга “А-95”, у Shell и “Укр-Петроль” цены выросли на 50 коп./л. Пересмотрели прайсы также Amic, “Катран”, “Кворум”, “Народная”, “Нефтек”.
Настораживает и сама тенденция. Ведь перманентные попытки переписать цены заправщики предпринимают уже вторую неделю к ряду.
К примеру, 8-10 апреля на 50 коп/л повысила тарифы сеть группы “Приват”, за ней подтянули свои прайсы также ОККО и WOG. В итоге бензин в Украине с начала месяца прибавил в цене примерно 1 грн./л. И это еще не предел, уверен руководитель консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн.
Сергей Куюн пояснил UBR.ua: топливо дорожает по объективным причинам.
“Прежние ценники не меняли с января, а тогда баррель нефти стоил $30, а доллар был по 23,5 грн. Но старые запасы товара уже исчерпаны, а новые закуплены на совсем других условиях. Нефть в мире подорожала до $40/баррель, а курс у нас поднимался и до 27 грн./$”, – говорит эксперт.
Директор специальных проектов НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев говорит, что нефтепродукты за это время подорожали еще сильнее.
“А именно они, а не зачастую спекулятивные нефтяные котировки, и влияют на розничные цены. Ведь водители заливают в бак не сырую нефть”, говорит эксперт.
По его Куюна, многие сети до последнего тянули с подорожанием, опасаясь резкого снижения продаж. Некоторые АЗС в марте уже предпринимали попытки пересмотреть прайсы, но, так как сделали это в разгар весенней кампании, получили замечание от АМКУ и были вынуждены включить задний ход.
Но тянуть с повышением цен и дальше продавцы топлива уже не могут, так как работают на минимальной рентабельности, – уверяют эксперты.
Куюн считает, что объективными для рынка являются цены 21-23 грн./л для бензина А-95 и 19-21 грн./л для дизельного топлива. Так что заправщики могут приклеить к ценникам еще, как минимум, 1 грн./л.
Горючая смесь
Вопрос в том, пойдут ли продавцы нефтепродуктов на непопулярный шаг, даже при наличии экономических факторов для ценового роста, говорит директор специальных проектов НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев.
Ведь, как показывает практика, каждое повышение тарифов приводит к падению продаж топлива. Всего за последние 2 года объемы его реализации в Украине снизились на 30%. А у крупных сетей, торгующих сравнительно дорогим бензином, спад еще больший.
Небогатые украинцы все активнее перемещаются на серый рынок, несмотря на то, что там им заливают откровенную бодягу. По оценкам Куюна, серый рынок на сегодняшний день занимает порядка 30%, а черный, ориентирующийся исключительно на кустарное производство и наличные расчеты, – 5%.
С одной стороны, у легальных операторов появился шанс избавиться от демпингующих конкурентов. С 1 апреля наконец-то заработала система электронного администрирования топливного акциза, которая и задумывалась как способ борьбы с теневым рынком. “Пока о результатах судить рано. Справится ли система со своей задачей или же недобросовестные продавцы найдут новые лазейки станет понятно только в мае. Но однозначно серый рынок сузится, так как расчётные накладные там теперь недоступны. Часть продавцов перейдет в “черный” сегмент, но он точно не вырастет до 30%, так что обелить хотя бы часть рынка удастся”, – прогнозирует Куюн.
Впрочем, для водителей успехи заправщиков будут означать, что точек, где можно купить дешевый бензин, станет меньше.
С другой стороны, новое правительство не заинтересовано в раскручивании инфляции, а поэтому будет пытаться всеми силами сдерживать аппетиты продавцов.
Смогут ли чиновники обуздать цены будет зависеть от мировых котировок на нефть и стабильности национальной валюты. Судя по тому, что достичь договоренностей в Дохе о снижении объемов добычи нефти так и не удалось, она продолжит дешеветь, – допускает Сергей Куюн. А если на международных биржах котировки снизятся до 32-33/баррель, а доллар будет оставаться стабильным, вполне возможен откат цен на 1 грн./л, считает эксперт.
Источник: UBR
Подготовила Анна Лапенко