Блокада Крыма. С какой стороны посмотреть
Гражданская блокада Крыма началась 20 сентября. На полуостров перестали пропускать грузовики с товарами. Ожидалось, что первые результаты этой акции будут заметны две недели спустя. В Киеве, подводя первые итоги, обсуждают её эффективность, в Крыму блокаду особо не заметили.
Взгляд из Киева
Юрий Смелянский, экономический эксперт фонда “Майдан иностранных дел”:
— Из положительных результатов. Первый: крымский вопрос снова стал актуальным для средств массовой информации. Это хороший итог, потому что за полтора года оккупации Крыма о нём вспоминали лишь в феврале — марте к годовщине аннексии, а потом 18 мая — ко дню депортации крымских татар. Блокада вызвала эмоциональный подъём и усилила беспокойство оккупационной власти в Крыму и российских властей в целом. Для примера: глава “Госсовета Крыма” господин Константинов заявил, что эта акция является прологом к “геноциду крымского народа”. Это противоречит тому, что ранее говорил Аксёнов (самопровозглашённый премьер Крыма. — Фокус).
Ещё одним результатом акции стало то, что цены на некоторые товары ползут вверх. Например, творог по состоянию на 2 октября подорожал на 176,4%, яйца — на 20%, масло подсолнечное — на 17%, макаронные изделия — на 88%, картофель — на 18%. Эти данные опубликовали крымчане, они мониторили сетевые супермаркеты Симферополя.
Ещё из позитива — с ростом цен оккупационные власти вынуждены в большей степени заниматься администрированием ценовой политики, их задача — сдержать цены, чтобы не допустить товарного ажиотажа. Но в Крыму ощущается пока лёгкий ажиотаж, это не истерика, но люди уже начали затариваться на будущее.
Главный вопрос — стоимость содержания Крыма для Кремля. Она растёт и будет расти, но до пика дело ещё не дошло, полуостров пока не стал сверхтяжёлой ношей для России, она может его себе позволить. Наша задача довести до того, чтобы Крым, как чемодан без ручки, был неподъёмным.
Но мы ожидали и других результатов, которых пока нет. Отмены закона о свободной экономической зоны “Крым” не произошло. Я на днях проверял: на сайте Рады нет никакого законопроекта по этому поводу. Есть несколько законопроектов, в которых идёт речь о блокаде товарных поставок, полном прекращении транспортного сообщения, предлагается новый вариант закона об оккупированных территориях, хотя у нас есть закон, который неплохо работает, но СЭЗ, по сути, сохраняется. Скорее всего, в верхах идёт борьба между лоббистами и теми силами, которые этот закон хотят похоронить.
Второй вопрос, оставшийся нерешённым: открытые парламентские слушания по Крыму. В конце сентября — начале октября планировалось проведение слушаний, где была бы сформулирована государственная политика в отношении временно оккупированной территории Крыма и Севастополя. По нашей информации, обсуждение перенесено на февраль 2016-го — к годовщине оккупации.
За прошедшие две недели политическое руководство имело две возможности вынести крымский вопрос на повестку дня международного уровня: на Генассамблее ООН и переговорах в Париже. Этим шансом не воспользовались.
Ещё один негативный момент: акция остановила товарный поток, но энергоснабжение продолжается. В конце сентября в России проводили тендер на поставку оборудования для севастопольской ТЭС, продолжаются работы по прокладке электрокабеля через пролив. Фактически сегодня мы, поставляя электроэнергию, помогаем оккупационным властям и кремлёвскому руководству подготовиться к проведению этих работ. У нас в руках есть инструмент влияния, но мы им не пользуемся. В какой-то мере можно говорить, что недавняя попытка подрыва линии электропередачи в Херсонской области была намёком нашему политическому руководству, что некоторые вопросы остались незакрытыми.
Взгляд из Крыма
Евгений Волченко, крымчанин:
— Мы стараемся покупать домашние продукты на рынках, там повышения цен не заметили: как стоила курица 230 рублей, так и стоит, ну подорожали домашние яйца. В магазинах ассортимент украинских продуктов сокращается не первый месяц, мы их почти не видим. На днях жена купила харьковскую колбасу. Ей продавцы рассказали, что она был завезена до блокады и предупредили, что колбасы такого качества больше не будет. Молочку покупаем только крымскую, она не дорожает, белорусской больше не видно.
Такого, чтобы мы жили впроголодь или цены резко выросли в два раза, нет. Цены и так были запредельными, росли давно. Цены на украинские товары здесь подтягивали к российским. Зато сейчас можно недорого купить “санкционку”, супруга берёт в “Ашане” за полцены французские джемы, соусы. Видимо, они избавляются от импортных продуктов, потому что опасаются проверок. Сейчас даже рестораны проверяют, два уже попали под раздачу из-за санкционных продуктов.
Я так понимаю, что главная цель блокады — удорожание стоимости обслуживания Крыма. Но переправу в Керчи наладили, она работает, как умалишённая. Посмотрим, как будет во время сезона штормов, но пока ситуация такая, что россияне, в принципе, могут обеспечивать Крым, просто им это выйдет немного дороже. Крымчане не понимают этой акции, говорят: “Что за мелочность?” Подобно тому, как “на материке” смеются из-за того, что Яценюку “пришили” дело из Грозного, так крымчане смеются над блокадой. Преобладает такое мнение: ладно бы свет отключили, а так — это несерьёзно.
Источник: Фокус
Подготовила Елена Друбич