Чем чреваты для украинской экономики советы МВФ
Международный валютный фонд (МВФ) наконец-то опубликовал технический доклад по Украине, который по плану должен был быть готов еще 29 января.
Публикация такого документа является стандартной процедурой. Прежде чем выносить какой-либо вопрос на рассмотрение совета директоров МВФ, на его сайте публикуется технический отчет на эту же тему. Чтобы обсудить заранее возможные возражения.
Однако, проанализировав документ, эксперты пришли к выводу, что опоздание с публикацией не связано с длительным анализом ситуации, которая сложилась в экономике Украины с начала 2016 г. Долгожданный доклад — это всего лишь копия документа, который Фонд готовил еще в октябре 2015 г. Соответственно, в нем присутствуют лишь старые рекомендации и оценки экономических рисков нашей страны.
Снова “в тень”
К примеру, специалисты МВФ вновь советуют Украине поднять ставку единого социального взноса (ЕСВ) до 28%, она сейчас составляет 22%. При этом, как отмечают эксперты, ЕСВ является самым болезненным налогом для юридических лиц. И именно он приводит к уходу к зарплатам в конвертах, и, соответственно, к обналичиванию средств и росту теневой экономики.
“МВФ не может или не хочет это понять. В моем понимании, это два шага назад в реформе налогообложения. Этого категорически нельзя делать. Ставка единого соцвзноса должна, наоборот, быть снижена, до ранее предлагавшихся 20%, что увеличит базу сбора налога”, — прокомментировал UBR.ua рекомендацию зампредправления банка “Конкорд” Павел Крапивин.
Также в Фонд предлагает поднять ставку налога физических лиц. Сейчас она составляет 18% для всех. Но МВФ советует ее повысить до 25% если доход физлица составляет более 15 тыс. грн. Однако эксперты отмечают, что остается непонятным сам механизм контроля за доходами физических лиц. “Дифференциация неизбежно приведет к ограничению банковской тайны. И это при и без того колоссальном недоверии людей к банковской системе. Кроме того, это опять-таки подтолкнет предпринимателей выплачивать вторую часть зарплаты в конвертах”, — подчеркнул Крапивин.
Коснулись предложения Фонда и аграриев. Главный кредитор страны предложил отменить льготы на НДС для агропредприятий. Сейчас для тех, кто занимается растениеводством и производством овощей и фруктов, возмещается 50% НДС, а тем, кто только растениеводством — 15%. Однако — это идет в разрез с европейской практикой, где фактически повсеместно существуют программы поддержки сельхозпроизводителей.
Также критично восприняли отечественные эксперты предложение Фонда отменить льготную ставку НДС (7%) налога на медпрепараты, подняв ее до 21%. При этом и на сегодняшний день для большинства украинцев многие медпрепараты уже являются недоступными и любое увеличение цены лекарств резко поднимет уровень недовольства среди населения.
Шаткий компромисс
Более-менее адекватным эксперты считают предложение МВФ повысить НДС с 20% до 21%. “Вряд ли это как-либо серьезно повлияет на бизнес. Думаю, что это предложение можно было бы и принять”, — допускает Крапивин.
Также, по мнению эксперта, можно было бы повысить акцизы на вино с 0,01 грн./л до 0,05 грн/л и 0,1 грн./л в течение ближайших двух лет. Кроме того, он позитивно оценивает перспективу увеличения акциза на крепкий алкоголь с 70,53 грн./л до 105 грн./л и 123 грн./л в течение ближайших двух лет. А также увеличение акциза на сигареты с 227,3 грн. за тысячу штук до 273 грн. за тысячу и 295,5 грн. за тысячу штук в течение ближайших двух лет.
“Действительно, из всего списка компромиссными может стать повышение акцизов на табачные изделия и алкоголь, вероятность принятия которых достаточно высока. Тем более что в данном направлении уже приняты решения”, — считает ведущий аналитик группы компаний “Forex Club” Андрей Шевчишин.
Главное — чтобы по долгам платили
Однако глобально, большинство отечественных аналитиков не согласны с предложениями Фонда и считают их пагубными для украинской экономики в целом. “Эти рекомендации говорят о том, что наши международные партнеры совсем не понимают состояния украинской экономики и слабость нашей страны. Увеличение налоговой нагрузки приведет лишь к потере контроля и повсеместного перехода бизнеса в тень, а активных граждан — за границу в поиске лучшей жизни”, — подчеркнул UBR.ua президент инвестгруппы “Универ” Тарас Козак.
Скорее всего это должны понимать в самом правительстве и вряд ли эти предложения поддержат в Верховной Раде. “Даже для Кабмина большинство позиций — неприемлемы, не говоря уже о депутатах, значительная часть которых хотела бы видеть именно либеральную налоговую реформу”, — считает глава Украинского товарищества экономических свобод (УТЭС) макроэкономист Марьян Заблоцкий.
При этом эксперты также прекрасно осознают тот факт, что сотрудничество с МВФ изначально не было направлено на преодоление макроэкономического кризиса в стране и не предусматривает содействие экономическому росту Украины.
“МВФ не скрывает тот факт, что его целью является содействие стабилизации финансового положения страны-реципиента, в том числе и для того, чтобы кредитуемое государство имело возможность обслуживать внешний долг”, — заметил UBR.ua вице-президент Центра исследований корпоративных отношений Вячеслава Бутко.
С ним частично соглашается и руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. “МВФ является кредитором Украины – и вполне закономерно, что он хочет быть уверенным в том, что Украина сможет отдать свои долги. Но простое соблюдение бюджетной дисциплины не поможет нашей стране улучшить платежеспособность. Поэтому реформы, направленные на борьбу с коррупцией, улучшение бизнес-климата, реформы госпредприятий — также важны для МВФ”, — убежден он.
Бюджет действительно может быть наполнен за счет налогов, однако не за счет их повышения, а путем расширения налоговой базы в результате роста экономики и ее детенизации. Однако улучшения инвестиционного климата можно достичь лишь путем проведения судебной реформы и удачного реформирования Налогового Кодекса.
“Помимо этого Украине необходимо повысить эффективность своих расходов (имеется значительный потенциал), устранить коррупцию и создать условия для привлечения иностранных инвестиций (в первую очередь, в энергетику и агропромышленность). Взять кредиты всегда проще, чем привлечь инвестиции. Правительство сделало ставку на кредиты. Данный путь неэффективен”, — заверил UBR.ua руководитель аналитического отдела ИК Альтана Капитал Андрей Тарасенко. И добавил, что изменение акцента на привлечение иностранных инвестиций не только обеспечит приток валюты в страну, но и создаст базу для экономического роста.
Что будет с траншами
Но даже если украинские правительство не пойдет на поводу у Фонда, а поспособствует реальному развитию промышленности и сделает шаг на встречу малому и среднему бизнесу — это вряд ли станет причиной окончательного разрыва отношений с МВФ, считают эксперты.
“Не думаю, что Налоговый кодекс будет выступать краеугольным камнем при сотрудничестве с Фондом. Но наряду с другими факторами, этого будет достаточно, чтобы приостановить сотрудничество и вести переговоры”, — полагает Андрей Шевчишин.
Как ранее писали Харьковские известия, Украина с сентября 2015 г. ожидает третий кредитный транш МВФ в размере $1,7 млрд. Согласно заявлениям председателя Нацбанка Валерии Гонтаревой и других высокопоставленных чиновников, эти средства должны поступить в Украину уже до конца февраля. Но, судя по всему, с учетом ухудшения прогнозов касательно роста экономики нашей страны (что сулит невыполнением плана по бюджетным поступлениям), можно ожидать задержки в получении этих денег.
В тоже время генеральный директор Pro-Consulting Александр Соколов считает, что транш нужен Украине как раз для сохранения сбалансированности госбюджета и выхода на запланированные в начале года экономические показатели. “Эти средства пойдут на наполнение валютных резервов и позволят Украине сформировать образ надежного финансового партнера, что в свою очередь, приведет к новым инвестициям, в том числе в промышленность, малый и средний бизнес”, — подчеркнул он UBR.ua.
Кроме того, к деньгам МВФ привязаны еще около $3 млрд сопутствующей помощи от Мирового банка и других кредиторов. А эти средства уже могут стать хорошим подспорьем для отечественного валютного рынка.
Источник: UBR
Подготовила Елена Друбич