Чем Украине грозит дефолт: опыт Аргентины и Греции
Реструктуризация – это шанс для Украины уменьшить отношение долга к ВВП, расходы на его обслуживание, и тем самым высвободить средства для других целей. Именно поэтому МВФ так настойчиво требует от нас проведения реструктуризации. Украина ведет переговоры с кредиторами с середины марта, но пока прогресс незаметен (трудно сказать, по чьей вине), пишет ЛIГАБiзнесIнформ.
На прошлой неделе министр финансов Наталья Яресько дала понять, что правительство не исключает возможности дефолта по внешним коммерческим обязательствам Украины. Понятно, что такие публичные заявления делаются, чтобы “надавить” на кредиторов, вынудить их согласиться на условия реструктуризации, предложенные правительством. Согласно заявлениям министра, факт дефолта никак не повлияет на процессы в стране.
Так это или не так? Что по этому поводу говорит печальный опыт Аргентины и Греции?
Аргентина
Дефолт в Аргентине произошел в декабре 2001 года и был кульминацией рецессии, которая началась еще в 1998 году. В стране царила ужасная безработица. Накануне дефолта аргентинцы начали массово снимать со своих счетов наличные и скупать доллары, в ответ на что правительство ввело ограничения на снятие наличных и покупку иностранной валюты. К тому же МВФ и другие международные организации отказали Аргентине в предоставлении очередных траншей. Разозленные и обеспокоенные люди вышли на улицы аргентинских городов: мирные собрания быстро переросли в ожесточенные столкновения, в ходе которых погибли несколько десятков человек. В конце концов президент страны бежал.
И.о. президента пробыл в должности всего неделю, но успел объявить дефолт по внешним обязательствам. Следующий и.о. ввел плавающий обменный курс, что в краткосрочной перспективе спровоцировало девальвацию и инфляцию. Из-за этого многие компании обанкротились, цены на импортные товары взлетели, а покупательная способность населения упала. Долларовые счета были принудительно конвертированы в национальную валюту. Безработица стала еще больше. В Аргентине возникла мультивалютность. Экономическое оживление началось в 2003 году благодаря удешевлению аргентинского экспорта и высокому спросу на сельскохозяйственную продукцию со стороны Китая и Бразилии.
После объявления дефолта доступ к иностранному капиталу для Аргентины и для частных компаний был потерян. Только благодаря тому что в стране начался экономический подъем, в 2005 году было реструктуризовано около 76% облигаций, по которым был объявлен дефолт. Вторая волна реструктуризации состоялась в 2010 году – тогда доля реструктурированных облигаций достигла 93%. Средства МВФ были возвращены полностью, коммерческих кредиторов – частично. Владельцы же остальных 7% облигаций продолжают настаивать на полной выплате Аргентиной долгов. Именно по этим обязательствам страна и объявила дефолт в июле 2014 года.
Греция
Многие забыли, но первый раз Греция объявила дефолт в марте 2012 года, хотя проблемы в стране начались в 2009-м. Гипотетически дефолт мог произойти еще в 2010 году, но тогда так называемая Тройка (Еврокомиссия, Европейский центробанк и МВФ) выделила Греции 110 млрд евро на следующие три года в обмен на меры экономии. Перспектива уменьшения расходов и повышения налогов возмутила греков, и в стране начались массовые забастовки и протесты, которые с небольшими перерывами продолжаются по сей день. Протесты нередко перерастали в потасовки и драки с полицией, были погибшие. Непродуманные меры экономии в 2010-2012 годах только углубили рецессию в Греции, многие жители оказались за чертой бедности.
В 2012 году “Тройка” согласилась предоставить Греции еще 130 млрд евро. Одним из условий получения этих средств была реструктуризация греческого долга, которая предусматривала значительное списание. Переговоры оказались несколько проще, чем в случае с Аргентиной. Дело в том, что, согласно греческому законодательству, достаточно было заручиться поддержкой двух третей кредиторов, чтобы полностью реструктурировать долг (который подпадает под действие национального законодательства). Новый кредит от “Тройки” также предусматривал новые меры экономии, но уже в комплексе со структурными реформами. Греки отреагировали на новую программу активизацией протестов.
После получения второго пакета помощи, проведения реструктуризации и политических пертурбаций в 2013-2014 годах ситуация в Греции начала улучшаться (страна даже вернулась на международный рынок капитала). Однако в начале 2015-го греки привели к власти радикальных левых – партию СИРИЗА во главе с нынешним премьер-министром Алексисом Ципрасом, которые отказались от выполнения курса, определенного в 2012 году.
В ответ “Тройка” остановила сотрудничество. К 1 июля Греция пропустила платеж МВФ (а это фактически еще один дефолт) и ожидает референдума, на котором греки согласятся или не согласятся на возобновление сотрудничества с “Тройкой”. Между тем в стране прекращена работа финучреждений и введены ограничения на безналичные расчеты.
Украина
Итак, что будет с Украиной, если произойдет дефолт? В нашем случае речь идет о так называемом техническом (добровольном, стратегическом) дефолте, немного похожем на дефолты в Греции в 2012 году и в Аргентине в 2014‑м (если только Украина не прекратит переговоры с кредиторами, что очень маловероятно). Сегодняшняя ситуация в Украине, к счастью, отличается от того, что было в Аргентине в 2001 году и происходит сегодня в Греции. Такой дефолт не угрожает нам “финансовой блокадой”. Мы, конечно, на некоторое время потеряем доступ к частным кредитам, но программа МВФ останется в силе, удовлетворит потребность экономики Украины в ресурсах в ближайшие годы (хуже будет частным компаниям).
С другой стороны, нельзя расценивать дефолт и как рядовое событие, как это пытается подать правительство. Дефолт всегда несет в себе риски, и в течение оставшегося времени правительство обязано приложить все усилия, чтобы его избежать. Как видно из приведенных выше примеров, любой дефолт в той или иной степени подрывает доверие населения к банковской системе и национальной валюте, что грозит оттоком средств из банков и ростом спроса на валюту. К тому же дефолт неизбежно наносит вред имиджу правительства как в глазах населения, так и международного сообщества, что может помешать реализации внутренней и внешней политики в дальнейшем.
Оценить серьезность рисков заранее трудно – все будет зависеть от реакции украинцев на грядущие события.
Источник: UBR
Подготовила Елена Друбич