Предвыборные программы кандидатов в президенты, как правило, обращены напрямую к избирателям, поэтому изобилуют социальными обещаниями. Планы развития экономики при этом остаются за кадром или очерчены лишь в общих чертах. Это присуще программам всех кандидатов, включая и лидеров гонки. «Программа Порошенко самая популистская, и наименее конкретная из всех предложенных, она рассчитана на общественно-политическое восприятие», – сказал Forbes Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований.
По его мнению, программа от начала до конца пронизана одной идеологией кандидата – свободой и справедливостью, но конкретных путей достижения этих целей документ не определяет.
В рекордно короткой программе Сергея Тигипко борьба с «экономическим коллапсом» расписана в пяти пунктах. Юлия Тимошенко уместила свою экономическую стратегию в два раздела.
«Нужно прямо отметить, что экономические избирательные программы всех без исключения кандидатов в экономической части в экспертной оценке не нуждаются, поскольку они писались не экспертами по экономике, а экспертами по пиару», – считает Виктор Суслов, представитель правительства Украины при Евразийской экономической комиссии. Экономист сетует, что не увидел анализа и решения реальных угроз экономики страны. К таковым Суслов относит проблему нарастающей безработицы, растущего дефицита платежного баланса, роста госдолгов, ухудшения внешней торговли, в частности, резкое падение торговли украинского экспорта в Россию. «Вопрос экономических отношений с Россией вообще не рассматривается, и не имеет никаких вариантов решения ни в одной из программ, не анализируются по-настоящему вопросы бюджетной, налоговой политики, есть декларации только общего плана, вроде пожелания сократить количество налогов, уменьшить их ставки, – перечисляет он. – Одновременно почему-то все кандидаты считают, что при этом можно увеличивать расходы на социальные цели, повышать благосостояние».
Forbes проанализировал, чего можно ждать бизнесу, исходя из программ и риторики основных участников президентской гонки в случае победы одного из них.
Петр Порошенко
Слоган: Жить безбедно!
Петр Порошенко – классический европейский неолиберал. Избрание Порошенко президентом убережет Украину от радикальных потрясений, вроде тотальной реприватизации, смены геоэкономических приоритетов, «глубинных» и «всеобъемлющих» реформ экономики, под которыми будут скрываться банальный передел сфер влияния и т. д. Компромисс, взвешенность и диалог – ключевые методы экономической политики Порошенко.
Правда, его мировоззрение сформировалось ни столько под воздействием влияния научных школ и авторитетов, сколько на основе личностных субъективных факторов. Порошенко-бизнесмен всегда соблюдал баланс между интересами компании и политической позицией, между экспортом и импортом, между поставками продукции в Таможенный союз и ЕС и пр. В этом ключе будет определяться и экономическая политика Порошенко-президента.
«Текст Порошенко отличается риторическим стилем, который описывает текущую ситуацию с новыми возможностями, но он не содержит ни реформаторских действий, ни новаторских подходов
В целом для страны, которую раздирают конфликты, такие качества являются скорее преимуществом. Однако, есть и другая сторона либерализма Петра Порошенко. Его мягкость и наличие локальных бизнес-интересов может привести к тому, что не удастся решить ни одну насущную проблему. Географическая диверсификация бизнеса будет склонять его к возобновлению политики балансирования между ЕС и РФ, что грозит Украине окончательной утратой независимости.
При разработке программы кандидат взял за ориентир на положительный опыт развития Центральной и Восточной Европы. По словам политика, он знает, как приумножить национальное богатство и наполнить бюджет, но держит это в тайне, не прописав ни одного конкретного механизма.
Порошенко обещает приумножить все социальные выплаты, обеспечить доступность медицины, увеличить денежные вливания в образование. Деньги появятся сразу, как только он построит «новую экономику».
Залогом успеха притока инвестиций, кандидат считает реформированную правоохранительную систему, а ключевым регулятором экономики -Антимонопольный комитет. Среди прочего, нынешний лидер президентской гонки обещает снять «коррупционный налог» на экономику, само количество налогов – сократить, ставки – уменьшить, оффшоры – перекрыть. В ближайших же планах у Порошенко стоит скорейшее подписание экономической части с ЕС. Среди всех сфер, кандидат отдельно выделил аграрную отрасль, по его мнению, именно она должна стать точкой прорыва для всей украинской экономики.
«Текст Порошенко отличается риторическим стилем, который описывает текущую ситуацию с новыми возможностями, но он не содержит ни реформаторских действий, ни новаторских подходов, которые должны двигаться сверху вниз и приносить результаты. Именно в этом сейчас нуждается страна», – делится впечатлением от программы Владимир Лановой, экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ.
Юлия Тимошенко
Свободное предпринимательство – успешное государство, умные налоги, развитая экономика, состоятельные граждане
Юлия Тимошенко – наиболее жесткий управленец среди кандидатов на пост президента. Ее избрание главой государства будет сопровождаться централизацией власти, усилением влияния органов власти на экономику и очень жесткими решениями, радикальными мерами, которые вызовут недовольство у части общества.
Будучи целеустремленным политиком, она способна решить серьезные макроэкономические задачи, которые не под силу другим кандидатам.
Однако у Юлии Тимошенко есть большой минус, который может нивелировать ее достоинства. Она в большинстве случаев мыслит конъюнктурно, не до конца просчитывая последствия своих решений. Эти стратегические ошибки уже стоили ей президентства, а Украине – части экономического суверенитета.
Всего экономическая часть программы состоит из 21 пункта. «Программа конкретная, но вместе с тем и фрагментарная. Идеологию в ней ощутить довольно трудно. Традиционно, она больше концентрируется на вопросах наказания виновных, и меньше – на построении механизмов развития», – подчеркивает Ярослав Жалило.
В программе есть блок по малому бизнесу, социальной части, налогам. Среди основных посылов – обещание упростить ведение и открытие бизнеса, а также исповедовать принцип наименьшего вмешательства государства в дела бизнеса. Более 100 налогов и сборов Тимошенко хочет радикально сократить к семи.
Владимир Лановой считает, что на фоне остальных кандидатов у Юлии Тимошенко наиболее активный подход: «Она пытается включить положения для разных сторон. Заметно, что ее команда хорошо поработала над прессой, потому что складывается впечатление, что они использовали материалы сразу нескольких авторов, собрав их воедино». Вместе с тем Лановой отметил, что в программе есть серьезные ошибки в постановке и изложении идей: «Много позиций, где спутано одно с другим. Например, через демонополизацию Тимошенко собирается устранить олигархов. В целом впечатление, что «программа писалась по принуждению».
Несмотря на четкость изложения и приведение механизмов достижения целей, эксперт так и не смог понять общую концепцию программы. «С таким разным набором подходов это тяжело», – резюмировал Лановой.
Сергей Тигипко
Восстановим порядок, поднимем экономику
Сергей Тигипко, несмотря на свой солидный опыт работы в органах власти, все еще считается «молодым и перспективным» политиком. Успешный бизнесмен остался таковым, и придя во власть, – государственного деятеля из него, похоже, пока не получается. Он пытается перенести стиль управления банком на управление государством, что не всегда рационально и эффективно.
С одной стороны, как и все банкиры, он склонен к компромиссам и диалогу, что позволило бы стране избежать разрушительных сотрясений. С другой стороны, он неспособен проводить самостоятельную политику и противостоять мощным конкурентам. Это показала борьба за сферы влияния внутри Партии регионов, которую он проиграл.
Экономические успехи его президентства будут зависеть скорее от того, кто будет серым кардиналом при таком главе государства и оказывать на него влияние.
Свой экономический план Тигипко уместил всего в пяти пунктах, больше похожих на набросок направлений, в которых он собирается работать. «Украину объединит не политическая, а экономическая платформа», – выразил надежду политик. По мнению Ярослава Жалило, программа импонирует тем, что является наиболее системной с точки зрения охвата разных вопросов и проблем. «Программа короткая, но конкретная. В ней, как и у других кандидатов, тоже заложена общая идеология практически в каждой позиции. Вместе с тем здесь указываются и пути решения проблем, например, разработка определенной программы», – говорит он, характеризуя суть документа как «цель с путем решения».
В планах кандидата повысить инвестпривлекательность страны, ликвидировать безработицу, а кредиты пустить «не на проедание, а на строительство дорог и мостов». К такому решению Владимир Лановой отнесся со скепсисом. По его мнению, строительство дорог и есть «проедание», так как это не приводит к инвестиционному производству, которое будет давать новые продукты. «Любопытно, как Тигипко собирается выводить страну в первую десятку ведения бизнеса? За руку? Это напоминает Януковича, который говорил, что в конце его правления Украина войдет в двадцатку самых передовых стран мира, – комментирует Лановой. – Человек работал в НБУ, а у него абсолютное непонимание проблем финансов и такие пустые заявления».
Петр Симоненко
От Украины для олигархов – в Украину для народа!
Капиталистический образ жизни Петра Симоненко, который больше подходит европейскому предпринимателю и политику либерального толка, мало соответствует положениям его перевыборной программы.
Тем не менее, если принять эти обещания на веру, то в случае избрания Симоненко президентам стоит ожидать движения Украины в направлении современной Белоруссии. Это касается как экономической модели государства, так внешнеэкономических векторов интеграции.
Вполне вероятны: государственное регулирование цен, закрытие рынков для импортной продукции, национализация наиболее прибыльных предприятий – все проявления административной модели экономики и деформации рыночных механизмов. В то же время от Симоненко не стоит ожидать формирования автаркии или создания мощного государственного сектора в экономике. Вполне вероятно, что в Украину хлынет иностранный капитал.
В погоне за рейтингом и в рамках выполнения предвыборных обещаний он может пойти на ряд популистских шагов – отмену пенсионной реформы, повышение социальных стандартов. Реальное состояние украинской экономики при этом приниматься во внимание не будет. Бизнесу, к которому Симоненко никакой симпатии не испытывает и который не является его электоратом, послаблений ждать не стоит.
Петр Симоненко акцентирует внимание на том, в чьей собственности будет находится предприятие, а не как оно будет регулироваться. В рамках реформы местного самоуправления он предлагает формировать бюджеты «снизу – вверх», а налоги взимать по месту производства. Кандидат считает абсолютно реальным вклад 10% ВВП в науку и технику, и не менее 5% ВВП – на развитие села, при этом не указывает, как расходы будут соотнесены с доходами. Симоненко яро выступает против «кабальных кредитных отношений с МВФ» и за пересмотр «дискриминационных» условий членства Украины в ВТО. «МВФ спасал нас не один раз, спасает и сейчас. Да, его есть за что критиковать, но как «скорая помощь», МВФ весьма полезен для Украины», – считает Виктор Лисицкий, член совета Независимой ассоциации банков Украины.
К благим намерениям можно отнести снижение и отмену налогов, но при этом не указаны компенсаторы для бюджета. «Как всегда, в программе расписаны одни пряники, без четких планов, откуда взять деньги. Единственное, о чем говорится – это «налог на богатство», но, опять же, без уточнения, насколько это реально приумножит бюджет», – анализирует Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований. Среди громких обещаний есть и такие, которые априори не смогут быть выполнены. Например, закрытие «офшоров» и обложение налогами капитала, выведенного за границу – вне украинской юрисдикции. «Даже если и будет такое решение украинского суда, оно не будет действовать на территории той или иной страны страны», – констатирует экономист.
Дмитрий Ярош
Националистическая идеология Дмитрия Яроша будет определяющим фактором его экономической политики на должности президента Украины. Он будет стремиться выстроить модель экономики, очень похожую на современную российскую модель – централизовано управляемая автаркия с ограниченным доступом иностранного капитала и с ориентацией на поддержку внутреннего бизнеса.
Ярош – главный противник либерализации и децентрализации в экономике среди всех кандидатов. Имея четкий экономический план и очень устойчивые убеждения, ему потребуются мощные административные рычаги влияния на экономику.
В целом, с точки зрения экономического развития Украины, Ярош выглядит достаточно неплохим кандидатом, однако его президентство принесет риск полного разрушения хозяйственных связей с Россией. Компенсировать эти потери за счет интеграции в ЕС этот кандидат вряд ли способен.
Михаил Добкин
Единая страна
Михаил Добкин – политическая реинкарнация В. Ф. Януковича в качестве президента. Однако если последний умел сохранять какую-то дистанцию от ключевых групп влияния в Украине, то Добкин будет находиться под прямым воздействием промышленного капитала Востока страны и Кремля. Отсюда будут вытекать ключевые принципы его экономической политики – протекционизм, закрытие рынков Украины от товаров и капитала ЕС, глубокая экономическая интеграция Украины в Таможенный союз.
Несмотря на необходимость проведения бюджетной федерализации (не путать с бюджетной децентрализацией), Добкин будет стремиться выстроить жесткую административную вертикаль власти, которая полностью поставит под контроль экономические процессы. Этот кандидат, скорее всего, отдаст приоритет увеличению инвестиционных расходов бюджета над социальными. Но госзаказы будут получать «свои» предприниматели, что не гарантирует эффективности и рациональности использования бюджетных средств.
Как показывает украинская практика, жесткий стиль государственного управления для Украины достаточно эффективен. Однако модель управления с использованием полукриминальных методов неизбежно приведет к очередному витку эскалации внутренней напряженности.
Экономическая часть программы разделена на три блока – «Экономика. Промышленность», «Сельское хозяйство» и «Бизнес и инвестиции». Программа очень обобщена, без четких планов реализации, и к тому же по многим пунктам выходящая за полномочия президента. В отличие от главных оппонентов, Добкин выступает за вхождение в Таможенный союз – по его мнению, это поможет развитию стратегических отраслей экономики: самолето- и машиностроению, энергетике, АПК, IT-отрасли. « Добкин просто плохо знает историю вопроса. Россия активно сворачивала сотрудничество с военно-промышленным комплексом Украины, а наши судостроительные заводы пустуют», – отмечает Лисицкий.
Добкин обещает справедливые цены на сельхозпродукцию, реально работающий Аграрный фонд и биржи, долгосрочное кредитование полного технологического цикла, а также льготное налогообложение для АПК. В его планах запретить проверку бизнес-структур органами прокуратуры, МВД и СБУ, оставив контроль лишь налоговой инспекции не чаще двух раз в год. «В не чужом ему Донбассе бизнес и так криминализирован, он что, хочет вовсе его вывести за пределы правового поля государства?» – возмущается Лисицкий.
Принцип неприкосновенности частной собственности, по задумке кандидата, должен привлечь инвестиции.
Олег Ляшко
Олег Ляшко не имеет целостной экономической идеологии. Проблемы он решает по мере их поступления, сопровождая этот процесс максимальным шумом. Исходя из риторики кандидата, он больше всех остальных участников президентской кампании будет уделять внимание развитию села.
Несмотря на радикальную составляющую кампании кандидата и частично – фриковость, гипотетическое президентство Олега Ляшко будет способствовать максимальной реальной децентрализации государственной власти. Он просто не способен выстроить авторитарный режим, и будет опираться на конкурирующие бизнес-группы, что может создать некий консенсус и баланс интересов.
Учитывая, что Ляшко имеет значительный опыт в сфере распределения бюджетных средств, есть основания ожидать, что он будет стремиться к увеличению капитальных расходов бюджета. Те, кто имел возможность сталкиваться с его работой в бюджетном комитете, точно знают, почему.
Источник: Forbes