По утверждению правительства, подавшего проект, документ учитывает новые рекомендации FATF (международной организации, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере борьбы с отмыванием средств) и должен заменить действующий сейчас документ по легализации преступных денег. Представляя законопроект в парламенте, министр финансов Александр Шлапак отметил, что он нужен также для выполнения договоренностей в рамках кредитования Украины МВФ. Он напомнил, что непринятие новых стандартов будет иметь неприятные последствия: «Сначала государство получит соответствующие претензии, затем коммерческие банки, потом наши субъекты — с точки зрения дополнительных проверок, задержек денег, задержек перерасчетов средств в международных финансовых системах и т.д.».
Чиновники утверждают, новые требования помогут в борьбе с отмыванием денег и многими другими проблемами. Например, меры направленные на противодействие финансирования распространения оружия массового уничтожения вообще выделены в отдельную категорию. Но это лишь ширма. За ней кроется стремление властей создать армию информаторов, которых обяжут сообщать о подозрительных операциях и сделках в компетентные органы — прежде всего, это Нацбанк и госдепартамент финансового мониторинга при Минфине (Госфинмониторинг, в народе — Финразведка).
Главных бухгалтеров, адвокатов, аудиторов и нотариусов, риелторов обязывают «стучать» на своих клиентов, по сути нарушая требования по хранению профессиональной тайны. Законопроектом вносятся изменения в уйму профильных законов, которые избавляют всех этих специалистов от ответственности за разглашение информации. Например, бухгалтера освобождаются от любой ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну даже в случае нанесения ущерба компаниям и людям. Есть только одно «но»: за отказ предоставлять информацию накажут только тех бухгалтеров, аудиторов, адвокатов и нотариусов, которые не находятся в штате компаний — работающих по договору. Штатные работники о деяниях своих боссов докладывать не обязаны — конфликта с работодателем возникнуть не должно.
«Государство не меняет механизмы пресечения схем совершения преступлений, но сместило акцент на ответственность за недонесение о нарушении», — прокомментировал «Вестям» законопроект управляющий партнер юрфирмы «Можаев и партнеры» Михаил Можаев. Напомним, что согласно Кодексу об административных нарушениях, за неинформирование органов госфинмониторинга виновному грозит штраф от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (ст.166-9), сейчас это 1,7-3,4 тыс. грн.
В «группу риска» попадают компании, связанные с подготовкой или проведением сделок, которые связаны с куплей продажей недвижимости или корпоративных прав, управлением активами, привлечением средств для создания юрлиц. Данные сферы деятельности определяются законом как подлежащие первичному финмониторингу. Это юридические, аудиторские, риэлтерские компании, адвокаты и нотариусы, а также фирмы, оказывающие услуги по ведению бухучета.
Кроме того, «стучать на клиентов» обязаны организаторы лотерей, аукционов, а также продавцы драгоценностей и дорогостоящих предметов, например, антиквариата. Все эти изменения, что характерно, содержатся в заключительных положениях законопроекта. А в самом документе сохранилась норма, которая может помочь уйти от наказания. Михаил Можаев отметил, что согласно п.5 ст.8 правительственного законопроекта бухгалтеры, нотариусы, адвокаты и аудиторы могут не уведомлять органы финмониторинга, если соответствующая информация «стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом их профессиональной тайны». «Документ выписан невнятно и неоднозначно, и думаю, это сделано специально, чтобы позволит властям давить на компании лишь в тех случаях, когда им это выгодно», — подчеркнул он.
В тоже время эксперты открыто говорят, что новации противоречат действующему законодательству. «Адвокаты, например, защищены законом об адвокатуре и адвокатской деятельности, и, в конце концов, ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса, где говорится, что они не должны разглашать клиентскую информацию — «переписку и другую информацию». Поэтому могут отказать Госфинмониторингу в предоставлении таких сведений. Главное, чтобы у адвоката был с человеком или организацией заключен договор об обслуживании», — отметил старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
Денежные переводы — на контроль
Еще одно важное нововведение коснется денежных переводов. По документу, под финмониторинг начнут подпадать денежные перечисления, осуществляемые без открытия счета (вроде тех, что проводит Western Union и MoneyGram) — от 10 тыс. грн. до 150 тыс. грн. (в гривне либо в валютном эквиваленте). Как пересылаемые по Украине, так и за ее пределы. Сейчас они не мониторятся. «Под финансовый мониторинг попадают вложения на счетах от 150 тыс. грн. и выше, и все операции с ними», — уточнил «Вестям» советник председателя правления Евробанка Василий Невмержицкий.
Законопроект обязывает банки требовать паспорт и проводить полную идентификацию не только отправителя денег, но и получателя.
Этим же документом заставят отчитываться и владельцев банков. Им придется доложить о происхождении денег, которые они вкладывают в капиталы своих финучреждений.
Кроме того, существенно расширяются полномочия Нацбанка, которому позволяется применять любые санкции, если он заподозрит финансистов в отмывании денег. «Четкий перечень санкций не прописан, а это значит, что НБУ сможет применять любые меры: от устного взыскания и штрафа до введения временной администрации и закрытия банка. Ему полностью развязываются руки. Хотя в последнее время он столько напринимал постановлений на этот счет, что и так обладает этими полномочиями, и уже начать прикрывать банки, называя их «мойками», — отметил в разговоре с «Вестями» первый зампредправления одного из крупнейших банков.
Общественники: отчитаются о деньгах
Отдельного внимания заслуживает норма, требующая от общественных организаций иметь и хранить документы, позволяющие идентифицировать их бенефициаров. Это и основатели, и руководители, и доверенные лица.
Им придется отчитаться о происхождении денег, вложенных в создание организации. Эти данные и годовые финотчеты их обязывают хранить не менее пяти лет — вдруг нужно будет предоставить Госфинмониторингу. Причем отдельно указано, что данные сведения не могут быть отнесены к информации с ограниченным доступом.
Источник: Вести