Тем не менее, противники добычи уверяют, что вслед за первым кубометром газа на регион могут обрушиться экологические проблемы. Сторонники же твердят, что возможные проблемы надуманы и преувеличены.
Экологи уверяют, что технология добычи нетрадиционного газа может усугубить проблему дефицита воды в области. “Будет откачано 6 миллионов кубометров воды, соответственно существенно будет понижен уровень грунтовых вод”, – говорит эколог Олег Перегон.
Однако представители газодобывающей компании уверяют, что местные жители от этого не пострадают. “Для гидроразрыва на поисковой скважине в Первомайском районе планируется использовать около 5000 кубометров воды, для которой специально пробурили две технические скважины. Эта вода находится глубже (более 90 м) чем вода, которую используют местные жители (не более 20 м). То есть воду из колодцев жителей близлежайшего села Веселое мы не берем”, – говорит специалист по связям с общественностью компании Sheell Анна Думанская.
Экологи бьют в набат: при добыче нетрадиционного газа используется большое количество химических веществ, состав которых, согласно украинскому законодательству, газовики в праве не оглашать. “Может произойти утечка химикатов в воду, почву, воздух и непонятно каким образом это потом отобразится на нашем с вами здоровье. Кроме того, при добыче нетрадиционного газа из недр земли на поверхность выкачиваются радиоактивные вещества, что тоже плохо”, – продолжает Перегон.
Добытчики говорят, что список химикатов не скрывают, а при добыче герметизируют скважину. “Как только мы проходим горизонты с питьевой водой, удаляем буровые трубы и устанавливаем стальные трубы высокой прочности, согласно проекту и требованиям по защите воды. Между этими трубами устанавливаются еще несколько колонн (труб), а межтрубное пространство цементируется сверхпрочным материалом”, – развеивает опасения Думанская.
Нетрадиционный газ добывают с помощью гидроразрыва, толчки от которого могут достигать трех баллов по шкале Рихтера, уверяют экологи. “Недалеко от нас Донбасс, где много шахт, в Харьковской области есть опасность оползней”, – опасается Перегон.
Газовики успокаивают: большинство сейсмических явлений, связанных с гидроразрывом, находятся в микро-сейсмическом диапазоне (ниже нулевой величины шкалы Рихтера), и, следовательно, не ощутимы для человека и могут быть измерены под землей лишь с помощью сверхчувствительных инструментов. “На сегодня существует лишь два зафиксированных случая сейсмических явлений в связи с добычей сланцевого газа магнитудой более 1 балла в Великобритании. При этом такие сейсмические явления (меньше 3 баллов) относятся к неощутимым”, – говорит Думанская.
В Харьковской области международная компания Sheell ведет два разведочных проекта. Согласно первому, газовщики разрабатывают скважину возле села Веселое Первомайского района. На социальные инициативы в этом году газодобытчики выделили 2 миллиона гривен, которые планируют потратить на уличное освещение, ремонт отопления в школах, обеспечение районного медпункта и ремонт дорог.
Второй проект – Юзовский участок, в состав которого входят семь районов Донецкой и три Харьковской областей. Там еще никакие работы не ведутся, однако в компании уверяют, что уже обязались ежегодно выделять до 2 млн долл. для социальных проектов Донецкой и Харьковской областей. Определять, на что именно пойдут деньги, будет специально созданный координационный совет, куда войдут чиновники и представители общественных организаций, пишет MIGnews.com.ua.
Напомним, что 24 января в Давосе в присутствии Президента Украины и премьер-министра Нидерландов было подписано газовое соглашение между Shell и компанией “Надра Юзовская”.