Вопросом «Имеют ли право отказать абоненту в установке счетчиков в связи с коммунальными долгами» «Харьковские известия» заинтересовались в связи с письмом нашей читательницы.
С теми же вопросами наша газета обратилась в КП «Харьковводоканал», а потом в Инспекцию по вопросам защиты прав потребителей в Харьковской области. Из КП «Харьковводоканал» пришел ответ только на первый вопрос — о долгах.
«К сожалению, во многих украинских населенных пунктах до сих пор отсутствует централизованное водоснабжение и водоотведение, в трети городов холодная вода подается по графику, а горячая вода вообще отсутствует. Харьков до 1984 г. также был в числе городов с ограниченным режимом подачи воды. С тех пор, как вода в Харькове подается населению круглосуточно, жители мегаполиса успели привыкнуть к этому благу цивилизации и обоснованно считают его одним из важнейших непременных условий комфортной жизни, — сообщили в пресс-службе «Харьковводоканала».
«Крупнейшее коммунальное предприятие, Харьковский водоканал, и его почти 7-тысячный коллектив сотрудников обеспечивают городу бесперебойное водоснабжение и водоотведение 24 часа в сутки. Процессы водоснабжения и водоотведения — технологически сложны, трудоемки и чрезвычайно энерго- и ресурсозатратны. Поскольку финансовые поступления от потребителей, иными словами, платежи за оказанные услуги — основной источник доходной части предприятия, его функционирование напрямую зависит от платежей абонентов. Тариф на эти жизненно необходимые каждому человеку услуги — минимальный, один из самых низких в Украине. С 1 апреля 2012 года тариф на водоснабжение для населения составляет 2,448 грн. / куб. м с НДС, на канализацию — 1, 116 грн. / куб. м с НДС. Но, несмотря на это, у КП «Харьковводоканал» есть определенная категория абонентов, являющихся должниками предприятия, которые своим недобросовестным отношением к платежам наносят Харьковскому водоканалу прямой экономический ущерб.
«Уважаемая редакция. Я решила поставить счетчики на холодную и горячую воду и обратилась в КП «Харьковводоканал». Но по телефону мне ответили, что, если я не погашу свой долг перед предприятием, а он составляет около 400 грн., или не заключу договор на реструктуризацию этого долга, счетчики мне не зарегистрируют. Дело в том, что этот долг накопился у меня до 2001 года. В 2004 году КП «Харьковкоммунпромвод» подал на меня в суд и по суду взыскал с меня долги за 2001–2003 годы — 244 грн. С тех пор я аккуратно плачу за услуги водоснабжения. И была уверена, что долг за годы до 2001‑го с меня списали. Объясните мне, пожалуйста, являюсь ли я по-прежнему должником и имею ли право на установку счетчиков?»
А некоторые абоненты пользуются услугами водоснабжения и водоотведения в полном объеме и не оплачивают их или оплачивают частично, потому что считают, что по прошествии трех лет их долг автоматически будет списан. Вот и выжидают заветные три года, рассчитывая на списание долга по сроку давности».
Как выглядит ситуация на самом деле и как будут развиваться дальнейшие события в отношении злостных неплательщиков, рассказали на КП «Харьковводоканал».
— Гражданским кодексом Украины определено, что срок исковой давности — это период времени, в пределах которого сторона имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права или интереса. Применяется срок исковой давности только судом, и истечение этого срока не предусматривает прекращения обязательства должника оплатить образовавшийся долг за весь период. Списание долгов за потребленные жилищно-коммунальные услуги действующим законодательством не предусмотрено (из письма № 12 / 1‑64 от 17.05.2007 г. Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины), и оплатить все, чем пользовались, в любом случае придется. Предприятие, предоставляющее жилищно-коммунальные услуги, вправе требовать оплаты долга за потребленные абонентом услуги за весь период его образования.
Потребителям также следует помнить, что, в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», они обязаны оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом. Не производя оплату, они нарушают закон.
Кроме того, п.18 «Правил предоставления услуг централизованного отопления, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины № 630 от 21.07.05 г., обязывает потребителей производить оплату за предоставленные коммунальные услуги не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Ежемесячно, для удобства горожан, КП «Харьковводоканал» доставляет своим абонентам квитанции о начислениях за оказанные услуги и состоянии лицевого счета. Кроме того, на Интернет-сайте предприятия можно узнать состояние своего лицевого счета и передать показания приборов учета потребляемой воды.
В случае, если выявлены неточности в указанных в квитанции данных (в количестве зарегистрированных лиц; не учтены льготы на оплату услуг водоотведения и водоснабжения; при установленных в квартире приборах учета воды (счетчиках) начисления проводятся не по фактически использованному объему воды и т. д.), для проведения перерасчета начислений за канализацию и водоснабжение в любое удобное вам время обратитесь по телефонам информационного центра и в случае необходимости в центры обслуживания абонентов КП «Харьковводоканал».
* * *
Долги, конечно, лучше не накапливать. Но если уже образовался долг и трудно погасить всю сумму долга за услуги водоснабжения и водоотведения сразу, делу можно помочь, заключив договор рассрочки оплаты суммы задолженности либо оформив субсидию.
Самых несговорчивых, злостных, неплательщиков приходится убеждать через суд для принудительного взыскания задолженности. По решению суда исполнительная служба описывает имущество неплательщика на сумму долга и всех судебных издержек.
Несмотря на то что КП «Харьковводоканал» имеет техническую возможность отключить недобросовестного абонента от системы водоснабжения и водоотведения, предприятие заинтересовано в партнерских и перспективных отношениях с потребителями и убеждает абонентов не дожидаться применения крайних, но вынужденных методов воздействия.
Выход есть из любой ситуации, главное здесь — желание его найти и решить вопрос цивилизованным путем, чтобы не иметь проблем самому и не создавать их другим.
Наличие задолженности не повод для отказа
«Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» определяет основные принципы организационных, хозяйственных отношений, возникающих в сфере предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг между их производителями, исполнителями и потребителями, а также их права и обязанности, — прокомментировал ситуацию начальник отдела контроля в сфере услуг Инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Харьковской области Олег Мачинский. — Согласно п. 5 ч. 3 ст. 20 вышеназванного закона потребитель обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом. «Правила предоставления услуг централизованного отопления, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения», утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года № 630, регулируют отношения между субъектом хозяйствования, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальных услуг, и физическим или юридическим лицом, которое получает или намеревается получать услуги по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению.
Согласно п. 18 вышеназванных Правил «расчетным периодом для оплаты услуг является календарный месяц. Плата за услуги вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным, если договором не установлен иной срок». Таким образом, согласно действующему законодательству, потребитель, который не производит оплату предоставленных жилищно-коммунальных услуг, нарушает законодательство Украины.
Но если вы все-таки оказались должником за жилищно-коммунальные услуги, то вы должны помнить следующее.
Согласно ст. 257 Гражданского кодекса Украины «общая исковая давность устанавливается продолжительностью в три года». Это означает, что независимо от срока образования задолженности взыскать в судебном порядке с вас могут долги лишь за последние 3 года. Тем не менее это не означает, что долг потребителя за предыдущие года аннулируется.
Поэтому, поскольку между сторонами существуют договорные отношения, у кредиторов-коммунальников есть основания требовать погашения задолженности в полном объеме независимо от срока ее образования.
По вопросам начислений за услуги водоснабжения и канализации обращайтесь по адресам:
прием населения:
прием населения:
– ул. Краснооктябрьская, 90 (Коминтерновский, Червонозаводский, Ленинский, Октябрьский районы) с понедельника по субботу — с 8.00 до 19.00 (без перерыва);
– пр. Тракторостроителей, 87 Г (Московский, Киевский, Орджоникидзевский, Фрунзенский районы) с понедельника по субботу — с 8.00 до 19.00 (без перерыва);
– ул. Университетская, 37 / 39 (Дзержинский) с понедельника по субботу — с 8.00 до 19.00 (без перерыва);
– ул. Шевченко, 2 с понедельника по пятницу — с 9.00 до 18.00 (без перерыва).
Узнать состояние своего лицевого счета и передать показания приборов учета потребляемой воды можно на Интернет-сайте www.hkov.kharkov.ua
Также потребителям следует помнить, что своевременная и полная оплата за потребленные жилищно-коммунальные услуги непосредственно влияет на экономическое состояние жилищно-коммунальных предприятий, что, в свою очередь, сказывается на бесперебойном и качественном предоставлении жилищно-коммунальных услуг жителям города Харькова и области. Если вы считаете, что организация, которая предоставляет жилищно-коммунальные услуги, требуя погашения долга, в той или иной форме нарушает ваши законные права, вы вправе защитить свои интересы в судебном порядке. Согласно ст. 22 Закона Украины «О защите прав потребителей» «потребители освобождаются от уплаты судебного сбора по искам, связанным с нарушением их прав».
Что касается отказа в установке квартирных приборов учета при наличии задолженности, то здесь О. Мачинский советует помнить, что само наличие задолженности не является основанием для отказа в принятии счетчика на учет. Ни в одном нормативно-правовом акте не говорится о том, что если абонент имеет задолженность, то предприятие, предоставляющее жилищно-коммунальные услуги, может отказать в установке квартирных приборов учета.
Согласно пп. 9 пункта 32 вышеназванных Правил, «исполнитель обязан обеспечивать по заявлению потребителя взятие на абонентский учет в недельный срок квартирных приборов учета».
В случае возникновения спорных ситуаций потребитель имеет право обратиться на предприятие с письменным заявлением. Контролер обязан в недельный срок прийти и принять на учет ваш счетчик.
Установка квартирных приборов учета это не только ваше право, но и рекомендованное государством действие для более качественного предоставления и учета жилищно-коммунальных услуг.
В случае, если вы считаете, что, отказываясь брать на учет установленные счетчики, предприятие нарушает ваши законные права, вы можете отстаивать их в судебном порядке.