"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Дотянуть до весны. Кто кого переиграл в газовой войне

Когда в июне “Газпром” решился на отключение газа Украине, он, вероятно, надеялся на то, что психологическое давление вынудит Украину пойти на уступки задолго до отопительного сезона. С тех пор “Газпром” и “Нафтегаз Украины” начали игру на нервах. Каждая сторона ожидала, что с приближением отопительного сезона ее противник не выдержит и примет условия другого.

Если к зиме вопрос поставки российского газа в Украину так и не будет налажен, Киев рискует заморозить своих граждан, а Москва – сорвать поставки газа в ЕС, которые зимой невозможны без использования наших подземных хранилищ. В “Газпроме” понимали, что в случае прекращения транзита газа в ЕС уже не удастся спихнуть вину на Украину и обвинить ее в краже: ведь в нашей стране уже оцифрованы все трубопроводы, и объективная информация о потоках топлива доступна в онлайн-режиме.

В этих условиях украинские энергетические ведомства проявили удивительную стойкость в переговорах с внешним противником, но при этом практически полностью провалили внутреннюю подготовку к зиме в условиях дефицита топлива.

Дерзкая Украина

Последним аргументом “Газпрома” в психологическом давлении на Украину было сокращение поставок газа в ЕС: россияне ограничили его до законтрактованного минимального уровня, хотя ранее европейские операторы почти всегда покупали большие объемы. Из-за этого на рынке ЕС возник небольшой дефицит, и выросли цены, а это привело к сокращению реверсных поставок в Украину.

В результате, Венгрия полностью прекратила продавать газ в нашу страну, Польша в несколько раз была вынуждена сокращать прокачку, и только Словакия продолжала удерживать реверс на обусловленном уровне: сейчас примерно четверть поступающего в эту страну российского газа возвращается в Украину.

Но даже эти меры российской стороны не поколебали Украину. Министерство энергетики и угольной промышленности все это время продолжало настаивать на необходимости кардинального изменения контракта.

Нервы не выдержали у россиян 26 сентября: “Газпром” заявил о готовности поставить “Нафтогазу Украины” на протяжении 6 месяцев 5 млрд кубометров в режиме предоплаты, и еще столько же по системе дополнительных заявок, если эти объемы потребуются зимой, по цене $385 за тысячу кубометров. Взамен россияне хотят погашения долга за уже потребленный газ: они оценивают его в $3 млрд.

Но и теперь Украина не ухватилась сразу за предложение, а пытается закрепить победу. Она отказалась от компромиссов и продолжает настаивать на выполнении всех своих условий. Прежде всего, это рыночный принцип формирования цены на газ, будь то в основном или в дополнительном контракте, согласование условий расчета по долгу за газ и оплаты новых поставок, а также приведение контракта на транзит российского газа через Украину в соответствие с требованиями “Третьего энергопакета ЕС”.

На такую “дерзость” наша страна осмеливается благодаря нескольким факторам.

Сокращение потребления. По итогам лета 2014 года оказалось, что рынок газа в нашей стране упал на 31% – до 1,3 млрд. кубометров в месяц, что почти покрывается объемами собственной добычи. Эксперты пока не берутся оценить, насколько этот объем вырастет, когда вновь заработают простаивающие из-за войны промышленные предприятия Донбасса, но уверены, что дело не только в этом.

Готовность граждан терпеть холод. Опыт летнего отключения горячей воды в Киеве показал: украинцы не против дискомфорта, если они понимают, что так лучше для государства. Сколько ни пытались прокремлевские СМИ в Украине раздуть волну недовольства из-за отсутствия горячей воды, ничего не получилось. А заместитель главы НАК “Нафтогаз Украины” Александр Тодийчук даже заявил, что у него есть данные социологического опроса, согласно которому население готово на подорожание газа вчетверо – до уровня промышленности.

Символический контракт с Норвегией. С 1 октября примерно половину всего импортного газа продает в Украину главный конкурент “Газпрома” на европейском рынке – норвежская Statoil. Цена в $340 за тысячу кубометров – даже ниже, чем предлагают россияне в качестве компромисса. Конечно же, это не скандинавский газ, доставленный в Украину через половину Европы, а закупленный на восточноевропейских газовых биржах. Но сам факт того, что конкурент подобрался к самой границе, не может не волновать россиян.

Накопленные запасы. В украинских подземных хранилищах сейчас содержится 16,7 млрд. кубометров газа, это всего на 2-3 млрд. кубометров меньше, чем обычно компания запасает на зиму.

За миг до независимости

Итак, россияне готовы предоставить Украине дополнительный объем газа. По оценкам правительства, его дефицит в ближайшем отопительном сезоне может составить 5 млрд. кубометров. Директор энергетических программ центра “Номос” Михаил Гончар объясняет, что такие объемы нужны, чтобы потребители вообще не ощутили никакого дискомфорта зимой. А в целом, нам может хватить и 3 млрд. кубометров.

По словам главы “Комитета энергетической независимости Украины” Ивана Надеина, такой временный компромисс только продлит на 6 месяцев нашу зависимость от россиян. Ведь “если бы Украина в летний период плотнее занялась энергосбережением, ей вполне могло бы хватить собственных запасов и реверсного топлива. Но пока что, по словам президента Ассоциации по энергоэффективности и энергосбережению Олега Козачука, в сфере отопления сделано только то, что реализовали сами люди: своими силами утеплили дома, опасаясь перебоев с газом, поставили котлы на альтернативных видах топлива.

“Глава Госэнергоэффективности (Сергей Савчук – “Фокус”) был назначен только в конце августа, поэтому он не успел фактически ничего сделать до отопительного сезона. С тех пор на разные программы по замещению газа был распределен примерно миллиард гривен бюджетных средств, но эффект от этих шагов может быть только весной, а реально – к следующему отопительному сезону”, – говорит Олег Козачук.

К тому же, практически все средства ушли не на энергосбережение, а на переход от газа к биотопливу, констатирует эксперт.

“Вероятно, потому, что Савчук ранее был членом экспертного совета общественного союза “Биоэнергетическая ассоциация Украины”, и за такое короткое время после назначения мог лишь воспользоваться своими старыми наработками, а не создать новые. Стоит надеяться, что сейчас это все будет учтено и исправлено, как и было заявлено на рабочих встречах в Госэнергоэффективности”, – отмечает он.

Так или иначе, но процесс идет. И если Украина успешно переживет эту зиму, то дальше будет намного легче. И не только благодаря энергосбережению.

Со следующего года европейские компании обещают еще в большей мере обеспечить Украину реверсным газом. Во-первых, с января они смогут законтрактовать большие объемы у “Газпрома”, из расчета на Украину. Тогда россияне уже не смогут ограничивать поставки в европейские страны, поскольку должны будут выполнять контракт.

Во-вторых, зимой вводится в строй перемычка между газотранспортными системами Словакии и Венгрии, благодаря чему последняя больше не будет испытывать дефицита газа, как сейчас.

И в-третьих, сейчас в европейских ПХГ накоплено рекордное количество топлива. Если зима будет теплой, то к весне на спотовых рынках ЕС возникнет большой профицит газа, и его цена упадет. Поскольку нефтяные котировки, к которым все еще привязано большинство контрактов “Газпрома”, также падают, то в скором времени это приведет к огромному финансовому дефициту российского монополиста. Это также может сделать его более сговорчивым.

И только одно обстоятельство продолжает настораживать. Михаил Гончар допускает, что в условиях нынешнего силового противостояния с Украиной Россия вполне может решиться на диверсионные действия по отношению к Украине: подрывы газопроводов и линий электропередач, замаскированные под аварии. Иван Надеин придерживается другого мнения: что Россия не станет рубить сук, на котором сидит, поскольку очень зависима от нашей ГТС. Но тезис о том, что президент России редко принимает решения, исходя из экономических интересов, давно уже стал расхожим.

Источник: Фокус