Корпорация «Укравто» (производит Lanos, Sens, Forza и Vida) готовит пакет документов для подачи заявки в Минэкономики на проведение расследования относительно импорта автомобилей, рассказал глава юридического департамента корпорации Денис Домбровский во время круглого стола. «Мы добились введения спецпошлин на импортные автомобили. Это только первый шаг, он не может быть единственным механизмом защиты производителей», – отметил Домбровский. Украинские производители рассчитывают на введение дополнительных пошлин против импортеров.
В 2013 году автопроизводители добились защиты внутреннего рынка. В эту субботу начали действовать спецпошлины на импорт легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя 1-1,5 л и 1,5-2,2 л в размере 6,46-12,95%. По оценкам Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), это грозит повышением стоимости импортных автомобилей для конечного потребителя на 7,8% и 15,6% соответственно.
Новое расследование может быть антидемпинговым или антисубсидионным, уточнил Денис Домбровский, и будет направлено против компаний, поставляющих автомобили на украинский рынок по ценам ниже отпускных или получающих дотации от правительств своих стран. «К примеру, отпускная цена Geely CK в Китае в пересчете на гривни составляет 65 тыс. А в Украине они продаются по 59 тыс. грн.», – отмечает Домбровский. По его словам, на подготовку документов может уйти до полугода.
К расследованию готовы подключиться и другие автопроизводители. Президент корпорации «Богдан» (производит Hyundai, Bogdan) Олег Свинарчук говорит, что его компания будет поддерживать любые подобные инициативы. «В отчетах многих крупных мировых автопроизводителей указано получение кредитов под 0%, что можно расценивать как субсидии. Украинский автопром не имеет таких условий и, соответственно, не может развиваться темпами импортеров. Это ставит нас в неравные условия», – считает менеджер.
Импортеры считают претензии производителей надуманными. «Производители противоречат сами себе, – считает гендиректор ВААИД Олег Назаренко. – Сначала они говорили, что импортеры много зарабатывают, продавая автомобили в Украине дороже, чем на соседних рынках. Теперь – что импортеры демпингуют. И то и другое еще нужно доказать». По его мнению, потенциально под удар могла бы попасть российская продукция. “Россия фактически дотировала АвтоВАЗ, реализовав программу утилизации старых автомобилей. Однако тогда РФ еще не была членом ВТО”, – напоминает Олег Назаренко. По его мнению, введение очередных пошлин может отрицательно сказаться на инвестиционном климате страны и быть воспринято как нарушение норм ВТО.
Национальным производителям будет непросто найти основания для применения новых мер торговой защиты в рамках ВТО. «Для проведения антидемпингового расследования компаниям необходимо предъявить факты демпинга со стороны импортеров и его ущерба для производителей, а также доказать причинно-следственную связь между этими фактами, – говорит советник юридической фирмы «Саенко Харенко» Наталья Микольская. – Антисубсидиционное расследование – и вовсе одна из самых сложных процедур в ВТО, к которой страны прибегают нечасто, а Украина вообще не делала этого никогда. Компаниям потребуется не просто доказать, что импортеры получили субсидии, а и что это стимулировало экспорт, который навредил украинским производителям».
Напомним, украинские импортеры автомобилей не исключают того, что могут прекратить их ввоз в страну, начиная со второй половины апреля 2013 года, в связи с введением специальных пошлин на импорт автомобилей, тем самым, повторив опыт 2009 года.