«Если из-за дефолта курс сильно подскочит, нас вынесут из Рады»

21.05.2015 10:40   -
Автор:

Власть заработала в режиме чрезвычайного финансового положения. Во вторник премьер Арсений Яценюк в экстренном порядке внес в парламент два законопроекта, предоставляющие правительству право ввести мораторий на выплату внешнего долга — то есть объявить технический дефолт. Просьбу премьера единодушно поддержали все фракции коалиции.

Ни денег, ни залога

Право на дефолт — еще не сам дефолт. Об этом Яценюк предупредил с трибуны перед голосованием: «Сейчас правительство просит вас дать право Кабинету министров. Подчеркиваю — право! А мы решим, воспользоваться этим правом или не воспользоваться этим правом». «Мы хотим заплатить, но на тех условиях, которые предлагает украинское правительство и государство», — добавил премьер. В законе указан перечень долгов, которые правительство не хочет платить в полном объеме, — это валютные облигации 2005–2013 годов (в том числе купленные Россией на $3 млрд в 2013-м) и кредиты, полученные «Укравтодором» и другими госпредприятиями в 2009–2011 годах, а также долги Киева 2005–2011 годов.

Причиной для экстренных мер стали зашедшие в тупик переговоры министра финансов Натальи Яресько с пулом кредиторов Украины, которые не хотят списывать нам часть основного долга в размере не менее $15 млрд (из общей суммы в $37 млрд). Договоренности с кредиторами нужно достигнуть до конца мая — это условие получения очередного транша МВФ ($1,7 млрд). Оказавшись в патовой ситуации, правительство решило пойти на крайнюю степень шантажа, выраженную, собственно, в двух экстренных законах. Их суть не только в праве правительства объявить технический дефолт, но и в законодательно введенном запрете на принудительную реализацию госимущества в возмещение долгов.

Иначе говоря, Яресько дали возможность сказать на переговорах с кредиторами: если вы не согласитесь реструктуризировать наш долг на наших же условиях, не получите вообще ничего — и платить не будем, и недвижимость не отдадим. «Это очень непростой документ, который даст возможность договориться с кредиторами. Или мы войдем в технический дефолт», — объяснил лидер фракции БПП Юрий Луценко.

Документ действительно непростой: даже если дефолта удастся избежать, уже сам факт появления подобного закона — крайне тревожный знак для любых инвесторов и кредиторов. Почему же вся коалиция, часто раскалывающаяся по более простым вопросам, в этот раз оказалась единой? «Сегодня у нас настолько большие долги, что стоит вопрос — или платить по ним, или платить пенсии и зарплаты, — говорит нардеп от БПП Наталья Новак. — По сути, речь идет об угрозе дефолта, хотя дефолтом это не называют. Вопрос сложный, мы не знаем, чем все это обернется. Специалисты говорят, что может быть скачок курса доллара. Но другого варианта вылезти из долговой петли, в которой мы можем оказаться на десятилетия, у Украины уже нет».

Еще один нардеп от БПП анонимно сказал проще: «Если нам нечем будет платить зарплаты и пенсии, нас вынесут из Рады всех. И если из-за дефолта курс подскочит за мыслимые пределы, нас тоже вынесут всех. Тут уже не до грызни».

Для среднего класса

Во вторник коалиция была единодушна не только в вопросе помощи Кабмину, но и в других вопросах. Так, без проблем были назначены новые руководители Фонда госимущества (Игорь Белоус) и Антимонопольного комитета (Юрий Терентьев), а также двое из трех членов Высшего совета юстиции (от БПП и от «Народного фронта»; «Самопомощь», радикалы Ляшко и «Батькивщина» свою кандидатуру до сих пор не согласовали).

Неожиданно вообще всем составом парламента был проголосован закон, снижающий налоговую нагрузку на доходы среднего класса: теперь все зарплаты меньше 17 минзарплат (20 706 грн) будут облагаться подоходным налогом в 15% (до сих пор верхняя планка была 10 минзарплат — 12 180 грн), а выше этой суммы сохраняется налог в 20%. Кроме того, с 1 января 2016 года в полтора раза будет снижен единый соцвзнос, берущийся с зарплат. Сейчас предприниматель платит за себя 34,7%, а за наемных работников — 36,76–49,7%.

Ранее сообщалось, что принятие Радой закона, позволяющего Кабмину вводить мораторий на обслуживание внешнего коммерческого госдолга Украины, почти не сказалось на котировках украинских еврооблигаций на внешних рынках, но подтолкнуло падение акций на внутреннем фондовом рынке.

В то же время, к закрытию межбанка 19 мая курс доллара опустился еще на 25 копеек — до 21,20 грн./$. Финансисты признают, что остается и девальвационный риск. Но курсу не даст упасть Нацбанк, даже в случае негативной реакции экспортеров на закон, который может вылиться в дефолт.

Источник: Вести

Подготовила Елена Друбич