Гидроразрывы под Харьковом: “Shell” начала испытание скважины в Первомайском районе
Об этом сообщили в пресс-службе концерна. Процесс гидроразрыва показали общественникам-активистам из Донецка, Северодонецка, Краматорска, Славянска, а также представителям донецких и северодонецких вузов и журналистам районных телеканалов.
Гидроразрыв входит в программу испытания скважины. Ее бурили с октября 2012 г. по октябрь 2013 года. ГРП на “Беляевской-400” будет состоять из 8-10 этапов, которые планируется пройти за 20 дней. 90 дней отводится на испытания скважины (газ будет выпускаться в виде факела), затем 6 месяцев скважина будет законсервирована для восстановления давления.
“В Cоветском Союзе, как и в США с 50-х годов ХХ века, ГРП применяли на истощенных месторождениях, чтобы, упрощенно говоря, улучшить отдачу газа или нефти из давно разрабатываемой скважины. Закачивали большое количество воды в скважину под большим давлением, делали микротрещины в пласте. “Зажатый” газ высвобождался через эти трещинки и поступал на поверхность по стволу скважины”, – отметил начальник отдела по испытанию скважин “Shell” в Украине Герт-Ян Беннекерс.
По его словам, сейчас ГРП используется в больших объемах, поскольку этот метод доказал свою эффективность. Ежегодно на нефтегазовых скважинах по всему миру, в том числе в Украине, проводятся десятки тысяч гидроразрывов. Уже проведено более 2 миллионов таких операций. ГРП применяют не только для увеличения объема добычи “традиционного газа”, но и для добычи газа из нетрадиционных, очень плотных пород сланца и уплотненных песчаников.
“Если породы, которые содержат газ, слишком плотные, то есть поры этих пород очень маленькие, то нам недостаточно просто добурить до них и ждать, когда газ сам пойдет в скважину. Поры в породе настолько маленькие, что газ зажат в них и не может быстро высвободиться самостоятельно. Именно поэтому и проводится гидроразрыв”, – сообщил Беннекерс.
Он также напомнил, что при испытании скважины не происходит взрывов и землетрясений. “Это – не катастрофа. Смысл процесса в том, чтобы с помощью давления создать микротрещины (1-6 мм) в породе песчаника на большой глубине для создания путей для передвижения газа в скважину. Трещины появляются под давлением воды. Однако если давление убрать, то трещины сразу закроются. Поэтому в воду добавляют песчинки керамического песка, которые держат трещины отрытыми. То есть диаметр трещин от ГРП – величиной с несколько песчинок”, – подчеркнул инженер.
Он уточнил, что в воду добавляют несколько веществ, чтобы сделать ее более вязкой.
“Главная из добавок – это гуаровая смола. Ее получают из гуара (растение семейства бобовых, внешне похожее на горох), а гуаровая смола – это пищевая добавка, которая используется в пищевой промышленности в качестве загустителя (в йогуртах и мороженом). Дополнительно в жидкости применяется небольшое количество добавок, например, для предотвращения коррозии труб и избежания формирования бактерий. Во время проведения гидроразрыва используются электронные датчики, предоставляющие оперативную информацию в реальном времени. Таким образом, мы понимаем, как формируются трещины, куда они идут и что необходимо поменять для достижения лучших результатов. Одним словом, это давно известная и эффективная технология”, – заявил Беннекерс.
Как напомнили в “Shell”, “Беляевская-400” – первая поисковая скважина в рамках договора о совместной деятельности между “Shell” и ПАО “Укргаздобыча” (этот проект начался в 2006 году и не имеет отношения к Юзовскому участку). Скважина пробурена для поиска природного газа уплотненных песчаников и расположена на Павловско-Светловском лицензионном участке (Харьковская область). Собственник спецразрешения на пользование недрами – ПАО “Укргаздобыча”, оператор проекта – “Shell”. Скважина вертикально-направленная, ее глубина – 4 тыс. 655 метров.
Источник: Status Quo