Google. Слежка за людьми?
Европейские регуляторы потребовали от Google изменить свою политику конфиденциальности. В противном случае компании грозят большие штрафы. В Европе считают, что Google уж слишком вольно использует данные пользователей.
Регуляторы ЕС во главе с Национальной комиссией по вопросам свободы информации Франции (CNIL) сообщили, что Google не смогла предоставить пользователям достоверную информацию о том, как их личные данные были использованы для различных платформ компании.
«Объединение персональных данных в таких больших масштабах создает высокие риски для частной жизни пользователей»
Председатель CNIL Изабель Фальк-Пьерротен заявила, что, если Google не изменит свою политику конфиденциальности в течение трех или четырех месяцев, то разбирательство может перейти на новый уровень, который включает штрафные санкции, пишет The Financial Times.
Google в этом году представила радикальные изменения того, как данные сотен миллионов человек могут быть использованы. Например, новые правила конфиденциальности позволяют использовать данные сервиса YouTube, чтобы направлять рекламу пользователям по почте Gmail.
Среди первых продуктов, которые компания выпустила после изменения, был сервис Google Now, выдававший информацию о спортивных результатах или другие данные, основанные на интересах пользователей или на месте их нахождения. Но регуляторы выступают против новой политики конфиденциальности поисковика.
«Объединение персональных данных в таких больших масштабах создает высокие риски для частной жизни пользователей», – говорится в письме рабочей группы Статьи 29, защищающей частную жизнь чиновников в ЕС, к исполнительному директору Google Ларри Пейджу.
«Мы ожидаем, что компания примет необходимые меры для уточнения данных пользователей и в целом обеспечит законы о защите информации о пользователях», – отметили специалисты рабочей группы.
Правозащитники поприветствовали требования регуляторов к интернет-гиганту. «Потребители были в неведении относительно того, сколько данных Google собирает и что происходит с этими данными. А новые правила конфиденциальности лишь еще больше замаскировали то, что на самом деле происходит, когда вы пользуетесь услугами компании», – сказал глава агитационной группы по защите частной жизни Big Brother Watch Ник Пиклерс.
Юрист Google Питер Флайшер не стал комментировать выводы доклада. «Мы уверены, что наши настройки конфиденциальности не нарушают европейские законы», – подчеркнул он.
Стоит отметить, что европейские регуляторы также подозревают Google в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке. Сейчас антимонопольные органы ЕС проверяют эту информацию.
В настоящее время европейские чиновники имеют ограниченные полномочия для соблюдения правил защиты данных. Штрафы взимаются по национальному признаку, и в большинстве местных регуляторов есть ограничения на штрафы. Как правило, они не могут превышать 1 млн евро.
В январе Европейская комиссия предложила создать единый набор правил конфиденциальности для всех 27 стран блока. Если эта программа будет реализована, то компаниям-нарушителям придется платить штраф в 2% от их годового оборота. В случае с Google размер санкций может достигнуть 760 млн долларов, исходя из данных по прибыли за 2011 год.
«Любая компания, которая может столкнуться с обвинениями, всегда предупреждает, какие данные о пользователях она собирает и как она будет их использовать. В большинстве случаев пользователи не читают соответствующее соглашение и дают добро на сбор информации о них. Поэтому с юридической точки зрения компания Google права, и обвинения со стороны ЕС ничего не дадут», – отметил руководитель аналитического отдела Фонда информационной демократии Вадим Ким.
Однако, по его словам, это может способствовать развитию нечестной конкуренции на рынке рекламы. «Многим компаниям приходится проводить дорогостоящие опросы общественного мнения, чтобы узнать предпочтения потребителей. Google гораздо легче собрать ценные для маркетологов данные, ведь компания находит данные о пользователях по ключевым словам. Для конечного потребителя это не представляет опасности, но для рынка рекламы эту тенденцию нельзя назвать позитивной, поскольку исчезает конкуренция и появляются монополисты. Это вызывает обеспокоенность у европейских регуляторов», – заявил Вадим Ким.
Кроме того, никто не мешает компаниям вести слежку за людьми. «Например, если вы напишете в сообщении слово «бомба», то вполне возможно, что за вами будут наблюдать», – говорит эксперт.
«Есть еще она проблема, которая связана со сторонними атаками хакеров, – добавляет аналитик «Инвесткафе» Анна Кокорева. – Взлом одного сервиса автоматически дает доступ к информации на другом. Как правило, подобные базы можно дорого продать конкурентам бизнесменов».