ГТС. Украинское соло на трубе

26.02.2013 09:48   -
Автор:

Украина никому не собирается продавать свою «уникальную» газотранспортную систему. Однако ГТС может быть передана России в аренду уже в ближайшие месяцы, заявил президент страны Виктор Янукович. Газпром может согласиться на это – но только на своих условиях.

«Мы трубу не будем никому продавать, скорее всего, она останется в государстве… Эта труба будет передана в аренду. Мы будем зарабатывать деньги, чтобы нам хватало на содержание этой трубы, чтобы разделить ответственность с нашими партнерами и получить гарантии прокачки необходимых объемов газа», – цитирует Януковича УНИАН.

«Мы будем зарабатывать деньги, чтобы нам хватало на содержание этой трубы»

«Все эти составляющие должны быть прописаны. Когда мы увидим, что это обеспечено, мы будем готовы подписать соглашение. Пока переговоры идут», – отметил президент, добавив, что близко подошли к решению этого вопроса. По его словам, Украина стремится завершить переговоры уже в первом полугодии 2013 года.

Москва добивается контроля над украинской ГТС. Ранее Украина настаивала на трехсторонней модели – консорциуме с участием России и ЕС. Однако судя по всему, идея о трехстороннем консорциуме была похоронена. В декабре посол России на Украине Михаил Зурабов заявил, что две страны ведут переговоры о создании двустороннего консорциума по управлению газотранспортной системой Украины.

«Украина совершила стратегическую ошибку, отказавшись от того, чтобы Россия совместно с европейскими партнерами взяла в аренду украинскую газотранспортную систему, вынудив тем самым РФ принять решение о строительстве газопроводов в Европу в обход Украины», – говорил в декабре президент Владимир Путин. «Северный поток» и «Южный поток» могут в будущем свести транзитное значение Украины к нулю, поэтому целесообразность существования украинской ГТС оказалась под вопросом.

Кроме гарантий поставок газа через украинскую ГТС, Киев также попросит скидки на газ и прощения долга на 7 млрд долларов за недобор газа, выставленный Газпромом, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Кроме того, Украина идет на сдачу в аренду ГТС с целью провести за счет инвестора капитальную модернизацию трубы и увеличить пропускную способность на 30%, на что, по оценке премьера Николая Азарова, потребуется 4,5 млрд евро.

Губительно для экономики

По словам Януковича, в настоящее время стоимость импортного голубого топлива составляет для Украины 520–530 долларов за тысячу кубометров. Эта «цена на газ для нас самая высокая в мире», добавил он. Но Янукович не вычитает из этой цены скидку в 100 долларов на тысячу кубометров, которую получает от России в обмен на аренду Черноморского флота.

С учетом скидки Киев платит 420–430 долларов за тысячу кубометров, а это уже вполне сравнимо с ценами на газ для европейских потребителей. Так, по данным Газпрома, среднегодовая цена на газ для европейских потребителей в 2012 году составила 405–415 долларов за тысячу кубометров.

У Польши, к примеру, в прошлом году было больше оснований для обращения в Стокгольмский арбитраж, потому что цена на газ там реально достигла 550 долларов за тысячу кубометров. Осенью прошлого года Газпром вынужден был дать скидку польской газовой компании на 15%, то есть с 550 долларов до 450 долларов. Примерно столько платила в уходящем году за российский газ Германия – 452 доллара.

Но у Киева свои расчеты. Украина не раз говорила, что справедливой ценой на газ для себя считает 250 долларов за тысячу кубометров.

Украина ежемесячно несет убытки в размере около 500 млн долларов в связи с высокой стоимостью импортного газа, которые ложатся на плечи государства, а именно на НАК «Нафтогаз Украины», заявил во время телемоста Виктор Янукович, передает БИЗНЕС-ТАСС. По его словам, нынешняя стоимость топлива «губительна для украинской экономики».

Рост ВВП Украины в прошлом году составил жалкие 0,2%. Руководство страны еще осенью признало: в стране начинается вторая волна кризиса. Украине нужны деньги, и надеяться на продолжение денежных вливаний со стороны МВФ уже не приходится.

Кроме того, Газпром предъявил «Нафтогазу Украины» счет на 7 млрд долларов за газ, который Украина не закупила в 2012 году. Для Киева это большие деньги. Как говорил украинский премьер Азаров: «7 млрд долларов – это примерно три месяца выплаты пенсий всем нашим пенсионерам».

Шансы Киева выиграть спор в Стокгольмском суде эксперты оценивают как низкие, так как в контракте двух сторон четко прописан принцип «бери и плати». По нему Киев должен закупать и оплачивать минимум 33,3 млрд кубометров, однако в 2012 году купил у Газпрома на 9 млрд кубометров меньше (24,4 млрд кубов), поэтому этот долг – еще один «козырь» России в переговорах по украинской ГТС.

При условии

«Если Газпром берет ГТС только в долгосрочную аренду, то вкладываться в модернизации трубы ему будет крайне рискованно. Украина – непредсказуемый контрагент, который может разорвать договор аренды в любой момент», – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Поэтому в договоре должны быть юридически закреплены обязательства Украины по аренде.

«Если Россия обязуется инвестировать в развитие ГТС, то плата за аренду не должна быть высокой. Украина может установить плату за аренду в 1 гривну, но наложить на Газпром обязательство по инвестированию в ГТС. Это было бы самым логичным вариантом. Возможно, в пакете будет обсуждаться и скидка на газ», – полагает Пикин.

«Потеря украинского рынка для Газпрома все-таки не лучший вариант. Это третий по величине рынок после российского и европейского. А это спрос на 30–50 млрд кубометров газа. Тем более что в Европе подъема спроса никто не ждет», – добавляет эксперт.

Ведущий эксперт украинского Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что сдача в аренду Газпрому украинской ГТС не отвечает национальным интересам Украины.

По его мнению, Украине еще 2,5 года назад надо было обращаться в Стокгольмский арбитраж, как это делали другие европейские поставщики Газпрома, и через суд отстаивать изменения условий контракта и формулы цены. «Если до сих пор этого не было сделано, значит, у страны есть деньги, чтобы ежемесячно терять 500 млн долларов, ее все устраивает», – иронизирует эксперт.

Омельченко поясняет, почему отдать в аренду России ГТС – это неправильное решение для Украины. «Киев за это не получит снижения цены на газ. Цена останется та же, просто за часть газа он будет платить не живыми деньгами, а своей ГТС. Белорусы тоже получили не снижение цен, а изменение формата оплаты», – считает эксперт.

«И главное, Газпром пойдет на условия аренды украинской ГТС только в том случае, если он получит право в будущем полностью контролировать трубу. В договоре может быть так и прописано: договор аренды на несколько лет с последующим правом Газпрома выкупить долю ГТС. Инвестировать, но ничем не управлять и не владеть – на такие условия Россия не согласится», – считает Омельченко.

По его мнению, предложение украинской стороной арендовать ГТС – это завуалированный способ продажи трубы, чтобы в период выборов показать электорату выполнение обещаний. «На самом деле это отвлечение внимания украинцев, способ показать, что мы ничего не продаем, не приватизируем», – говорит Омельченко.

Источник:газета Взгляд