Анонсированный властями выход государства из энергетического сектора не состоялся: правительство перенесло приватизационные конкурсы еще на год. Алиби этого решения безупречно – отсутствие цивилизованной законодательной базы, на фоне которой выросла бы ликвидность государственной энергетики, а вместе с ней и ее приватизационная стоимость. Ломает эту легенду простая закономерность: сдвигая продажу облэнерго на неопределенный срок, власть через колено ломает планы реальных зарубежных инвесторов, тем самым создавая идеальные условия для поглощения госкомпаний командой БПП во главе с Игорем Кононенко – сообщает энергетический портал uaenergy.com.uа.
“Пришлось отложить объявления аукционов. Без нововведений иностранные инвесторы боятся участвовать в приватизации, так как правила игры на этом рынке пока остаются неясными”, – так глава Фонда государственного имущества Игорь Билоус объяснил в недавнем интервью СМИ причину переноса сроков приватизации облэнерго.
Нововведения, о которых говорит Игорь Олегович, делятся на два простых пункта. Первый – принятие во втором чтении и в целом Закона “О рынке электрической энергии”. Второй – введение Нацкомиссией по регулированию электроэнергетики так называемых RAB-тарифов. Оба шага реально важны и реально нужны.
Упомянутый закон позволит энергетикам отказаться от услуг государственного посредника ГП “Энергорынок” в операциях по торговле электроэнергией, и тем самым перейти на прямые отношения между собой. А RAB-тарифы – это система стимуляции инвестиций энергокомпаний в свои основные фонды, позволяющая повысить их капитализацию, а вместе с ней – и оценочную стоимость перед приватизацией.
В общем, с мотивацией переноса продаж госпакетов у чиновников все в порядке. Проблема только в том, что при всей увесистости используемых аргументов, основная их часть надумана. Взять хотя бы вопрос отказа иностранцев от участия в конкурсах. Это, мягко говоря, не так. Игорь Билоус знает об этом лучше других, ведь именно он в прошлом году подписал договора о конфиденциальности с восемью полноценными заморскими инвесторами. По данным UAprom, среди них – венгерская MVM Ztr. и польская Kulczyk Holding S.A.
Даже если иностранные претенденты на украинскую энергодистрибуцию действительно требуют от Украины законодательных и нормативных корректив, то ссылаться на неготовность Киева выполнить эти пожелания – все равно что расписаться с собственной несостоятельности. Просто потому что в воле Киева было создание комфортных условий для инвесторов, но за три года с момента перезагрузки центральной власти не было сделано практически ничего.
Тот же многострадальный закон “О рынке электрической энергии” – лучшее подтверждение этому. Осенью прошлого года парламент со скрипом принял его в первом чтении, а второе отложил на весну 2017-го. Хотя что мешало принять этот Закон в стиле “Юрия Луценко”? Весной прошлого года ради его назначения генпрокурором в рекордные сроки было организовано два голосования парламента, подписи спикера ВР и президента, а также спецвыпуск парламентской газеты “Голос Украины” с публикацией соответствующего закона, которая его акцептировала.
Ответ на этот вопрос на поверхности: консервация энергетики в госсобственности автоматически влечет за собой консервацию условий ее работы. Как это выглядит сейчас? Все просто: шесть из шести планируемых к продаже облэнерго (“Запорожье-“, “Николаев-“, “Тернополь-“, “Харьков-“, “Хмельницк” и “Черкассы-“) находятся в оперативном управлении команды братьев Григория и Игоря Суркисов.
Последние известны своей причастностью к группе компаний “Энергомережа”, которая получила широкую известность в 2015 году, когда стало известно о вымывании ею миллиардных сумм их государственных дистрибуторов под предлогом урегулирования погашения их дебиторских долгов. Как сообщал прессе глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк, в свое время не обращать внимания на действия “Энергомережи” его лично просил Игорь Кононенко.
Подготовил Александр Легезин