Илларионов: Если в Украине примут бездефицитный бюджет, в феврале доллар будет стоить 12 гривен
Украина сама по себе достаточно богата энергетическими ресурсами. Украина – среднеразвитая страна и в состоянии приобретать недостающие ей энергоресурсы из других стран, помимо России. Проблема только в том, что цены на энергоресурсы в Украине как в прежние годы, так и сейчас не являются равновесными.
Надо сказать, что все страны, осуществлявшие переход к рынку, проводившие экономические реформы, за исключением, пожалуй, только энергоэкспортеров, испытывали проблемы во время такого переходного периода. Балтийские страны в первые две зимы 1992–1993 годов испытывали очень большие трудности. Однако даже они, не имеющие никаких энергоресурсов на своей территории, уже на третий год полностью адаптировались к новым условиям и уже никогда затем не испытывали проблем с энергопоставками.
Для Украины это повтор той же истории с адаптацией к новым условиям. С этой точки зрения, пусть это было даже не собственное решение украинских властей и украинского общества, но результат будет, вне всякого сомнения, полезным. Энергопотребление станет эффективным, оно сократится в абсолютном объеме, но зато не будет чудовищной растраты, как это было ранее.
Основная часть энергопотребления осуществляется “Нафтогазом”, который импортирует прежде всего газ. “Нафтогаз” является государственной компанией. На газ во внутреннем потреблении государством устанавливаются регулируемые тарифы на очень низком уровне. В результате этого субсидии на энергопотребление в Украине достигают фантастической величины – около 10% ВВП. Такого нет нигде в мире. По энергорасточительности Украина находится на уровне самых богатых стран Персидского залива. Нет ни одной европейской страны, в которой так расходовались бы энергоресурсы, как в Украине, кроме нескольких стран Персидского залива, которые имеют ВВП и доходы на душу населения в десятки раз выше, чем Украина. Это просто не по карману.
20 с лишним лет независимости задача состояла в том, чтобы государство вышло из процесса регулирования энергетики, чтобы это была рыночная сфера. Рыночная сфера и с точки зрения цен, чтобы они свободно менялись, и чтобы не оставалась монополия у “Нафтогаза”, если даже он станет частной компанией. Если он станет частным, такая монополия ничем не лучше государственной, часто даже хуже.
Нужно делать две вещи одновременно: полностью либерализовывать рынок с точки зрения любых компаний – украинских, зарубежных; нефтяных, газовых, угольных, торфяных, альтернативной энергетики. И нужно освобождение цен, то есть отказ от тарифов и уход государства из этой сферы. Ни правительство, ни вице-премьер, ни Министерство по энергетике не должно устанавливать цены и не должно устанавливать тарифы, например, на газ. С другой стороны, кто хочет и кто может, должен иметь право и возможность для участия в энергорынке. Тогда в течение достаточно быстрого времени произойдет нахождение оптимальной цены, и оптимального притока энергоресурсов и изнутри Украины, и из зарубежа.
Этот процесс адаптации займет несколько месяцев, именно поэтому мы и предлагали сделать полную либерализацию рынка с 1 апреля, чтобы процесс занял весенние и летние теплые месяцы, и Украина тогда бы входила в осень и зиму со сформировавшимся энергетическим рынком.
К большому сожалению, ни премьер, с которым мы говорили вместе с Кахой Бендукидзе, ни вице-премьер, с которым мы не только говорили, но Каха, например, работал просто в ежедневном режиме и предоставил все необходимые расчеты для этого, решения, которые мы рекомендовали, так и не приняли. Это были решения о либерализации энергорынка и о ликвидации энергосубсидий.
Если вновь сформированное правительство ничего не будет делать, оно обеспечит осуществление плана Путина. И наоборот, если новое правительство будет предпринимать буквально с сегодняшнего дня (со вчерашнего дня надо было начинать) комплекс мер, которые подготовлены, разработаны, предложены еще в марте этого года, никакой катастрофы не произойдет, украинская экономика станет гораздо более энергичной, предприимчивой, уверенной, пройдет этот тяжелый момент, и большая часть людей даже не заметит этого.
Предсказать уровень золотовалютных запасов на конец зимы или предсказать, будет или не будет дефолт, на 100% невозможно, потому что есть три важнейших фактора, которые я постоянно называю. Если политика, проводившаяся в последнее время – в сентябре, октябре, ноябре, – будет продолжаться; если темпы падения валютных резервов сохранятся на том же уровне, на котором они были, например, в октябре, около $4 млрд; если правительство не будет ничего делать по остановке этого кризиса, тогда действительно, самое позднее к концу зимы валютные резервы достигнут абсолютного минимума, и правительство будет вынуждено объявить дефолт. Это можно предсказать при условии соблюдения этих факторов.
Однако если, например, в течение ближайшей недели, максимум двух, правительство примет необходимые меры, тогда зиму Украина пройдет. Не без проблем, но кризиса не будет и гривна может остаться на прежнем уровне, а при некоторых условиях может даже подняться, если, например, принять бездефицитный бюджет. В один из дней, когда я был в Киеве, я встречался с большой группой экономистов, и мы разрабатывали различные варианты развития. Так вот, в случае, если правительство принимает решение о ликвидации бюджетного дефицита, который сейчас составляет 10% ВВП, и частью этого дефицита является дефицит “Нафтогаза”, я вам гарантирую, что в феврале курс гривны будет лучше, чем сейчас, – будет не 15, а минимум 12, может, даже до 10 дойдет.
Дефицит “Нафтогаза”, по тем данным, которые я видел, составляет 7% украинского ВВП. Это запредельная цифра. За счет чего? За счет субсидий. Если ликвидируются субсидии на энергоресурсы, сразу бюджетный дефицит сокращается на 7% в пользу ВВП. Если вы существенно сокращаете пенсии не вообще всем людям, а богатым бюрократам Януковича и предшествующей администрации, которые наслаждаются огромными пенсиями, вы можете выиграть еще 2–3% в пользу ВВП. Если Украина сокращает часть государственных закупок, это еще порядка 4% ВВП.
Одновременно с этим вы увеличите расходы, например, на военные нужды, потому что сейчас, по последним данным, на военные расходы Украина тратит 0,8% ВВП – этого абсолютно недостаточно. В условиях войны добровольческие батальоны финансируются людьми, а не государством, что тоже недопустимо. Вы увеличиваете военные расходы до, допустим, 4% ВВП. В таких условиях эти 4% могут оказаться довольно-таки приемлемым уровнем. При соблюдении всех этих условий бюджетный дефицит оказывается равным нулю, военные расходы увеличиваются, ликвидируется не вся, но значительная часть неэффективных государственных расходов, одновременно происходит либерализация энергорынка и, самое главное, по доступу на этот рынок со стороны каких угодно участников, либерализация цен.
В результате через два–три месяца вы получаете, грубо говоря, нулевой бюджетный дефицит, валютные резервы неизбежно подрастут, потому что упадет импорт, возрастет экспорт, а значит, увеличатся валютные поступления, валютные резервы могут составить миллиардов 15, валютный курс будет, допустим, 12 грн за доллар, а пенсии 80–85% украинского населения останутся теми же и будут выплачиваться.
Источник: Gordonua.com