Институт потребительских экспертиз определил сеть АЗС с самым качественным биотопливом
По данным экспертов причина тут одна – автолюбители хотят экономить. Люди побогаче ставят ГБО, а кому газ в машине не по карману, предпочитают “альтернативу”. Разница может достигать четырех гривен на литре – серьёзный аргумент! А раз есть спрос – будет и предложения с избытком.
Первой в Украине такой бензин с добавлением абсолютизированного биоэтанола начала реализовывать сеть автозаправочных комплексов БРСМ-Нафта. Эксперимент оказался удачным, и это заставило задуматься рынок. Не так давно “альтернатива” появилась и в сети WOG. Мировое производство биотоплива к 2017 году должно увеличиться на 25%, и составить около 140 млрд. литров. В Европейском союзе основная часть производства биотоплива приходится на биодизель, производимый из рапса, и его потребление стабильно растёт. Мы также не стоим на месте, в частности, крупнейшая на востоке страны сеть АЗК Параллель также решила внедрить “альтернативу”. Новое топливо Е95-40, как утверждают в компании, прошло сертификацию МАСМА-СЕПРО, производится в заводских условиях в строгом соответствии с ТУ. Такое топливо в любых пропорциях может быть смешано с традиционным бензином. Пока новинка есть только в Запорожье, но компания обещает начать его продажи и в некоторых других городах.
Что касается качества такого топлива, то некоторые трейдеры производят его самостоятельно, поэтому определённые опасения есть. Пока что выбор такого бензина не особо велик – спиртовое топливо эксперты нашли в пяти сетях АЗК – БРСМ-Нафта, Параллель, WOG, КЛО и Авиас. А вот результаты оказались получше, чем в прошлом году.
Как известно, бензол и ароматические углеводороды это вещества, которые могут нанести вред топливной системе и привести к ее преждевременному износу. Кроме того, не испаряясь целиком, бензол смывает масляную пленку в моторе, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. Ну и конечно, они наносят вред окружающей среде.
Однако без ароматических углеводородов невозможно производить качественный бензин, поскольку ароматика – это продукты вторичной переработки нефти, которые дают высокооктановый компонент. Отрицательные стороны – это негативное влияние на окружающую среду, поэтому содержание этих компонентов ограничивают в нормативных документах. В альтернативных бензинах за счёт 30-процентного содержания биоэтанола, содержание ароматических углеводородов можно сократить, так как спирт имеет большое октановое число.
Спиртовые бензины производятся по ТУ, поэтому производитель сам определяет граничные количества этих веществ, например, того же бензола. Например, у Авиас допускается до 2,5 %, а у КЛО 4 %. Поэтому оценивали по фактическому содержанию, с оглядкой на ДСТУ для улучшенного “девяносто пятого”, который не допускает содержание бензола больше 1%. Практическое отсутствие этого вредного вещества (от 0,4 до 0,6 единиц) оказалось в образцах Параллель, БРСМ-Нафта и WOG. Отличный результат! А больше всего бензола и ароматики оказалось в топливе Авиас (соответственно, 1,2 и 15,1 %), но это с запасом укладывается в нормативы ТУ.
Одним из самых важных эксплуатационных показателей спиртового топлива является коррозионная активность. Дело в том, что спирт является сильным растворителем и разъедает резиновые и пластиковые детали топливной системы. Чтобы этого избежать, в состав биотоплива нужно вводить специальную присадку, повышающую значение кислотного параметра pH. В целом, этот показатель должен быть от 6 до 9 единиц. Все участники справились с этим тестом, а самое высокое значение (7,6 единицы) было обнаружено в пробе топлива А-95Е Premium+ от сети БРСМ-Нафта. У остальных участников значение также выше семи. Такие показатели говорят о том, что по своим антикоррозионным свойствам спиртовой бензин практически не отличается от обычного бензина и является безвредным для резинотехнических деталей двигателя.
Результаты показали, что заправляться “спиртовым” бензином без риска для собственного автомобиля можно. Более того, качество его также растёт год от года. Подобное топливо начинает появляться и в крупных региональных сетях, это говорит о том, что конкуренция в данном сегменте будет усиливаться. Можно порадоваться за автомобилистов Запорожья, Кривого Рога и других городов востока – теперь у них также есть возможность ездить дешевле. В любом случае, конкуренция – это залог справедливой цены и качества, что не может не радовать автомобилистов.
Подготовил Александр Легезин