Изменения в налоговой сфере. Что сделано и какие планы?
— Думаю, что в 2017 году Минфину в налоговом направлении удалось сделать немало.
Главная цель изменений — минимизация коррупции, уменьшение давления на бизнес и создание нормальных условий для его развития.
Одним из важных приоритетов была реализация антикоррупционного закона № 1797, который направлен на упрощение администрирования налогов и является важной частью реформы ДФС. Это совместная работа депутатов, экспертов и представителей бизнеса.
Автоматический реестр НДС
Одна из важнейших антикоррупционных норм этого закона — введение автоматического реестра возмещения НДС. Это новый прозрачный подход к возмещению налога. Уверен, что бизнес почувствовал изменения и имеет возможность планировать свои расходы.
Можно говорить, что прозрачный и автоматический реестр исключает коррупцию, восстанавливает доверие бизнеса, создает равные условия для каждого предпринимателя и облегчает ведение бизнеса в стране.
С 1 июля заработала система мониторинга критериев оценки рисков — СМКОР — с НДС, чтобы предотвратить хищение государственных средств и уменьшить миллиардные схемы.
Она является неотъемлемой частью процесса автоматического возмещения НДС. Однако мы увидели, что система блокирует налоговые накладные честных предпринимателей.
Недавно парламент принял закон, который останавливает работу системы. В течение двух месяцев будет изменен алгоритм работы и критерии, которые не будут создавать проблем для честного бизнеса. Система продолжит свою работу.
Налог на выведение капитала
Закон № 1797 обязывает Минфин разработать законопроект о налоге на выведение капитала, который планируется ввести вместо налога на прибыль.
Главная новация проекта заключается в кардинальном изменении модели налогообложения прибыли предприятий. Он предлагает облагать налогом прибыль не в момент его получения, а в момент распределения в адрес фактического акционера.
Безусловно, введение этого налога имеет много преимуществ, но есть и риски.
Основные преимущества для бизнеса — снижение налоговой нагрузки, упрощение администрирования, уменьшения дискреции. Недостатки — списание отсроченных налоговых активов, риск переквалификации расходов в дивиденды.
Основные преимущества для государства — детенизация экономики, улучшение бизнес-климата.
Еще хочу обратить внимание на бюджетные потери. По разным подсчетам, размер уменьшения налоговых поступлений может составлять 20—30 млрд грн в год. К другим недостаткам можно отнести тяжелую прогнозируемость во времени налоговых поступлений.
Принимать решение о замене налога на прибыль налогом на выведение капитала можно лишь при условии уменьшения бюджетных расходов на компенсацию бюджетных потерь от реализации, а также реформирования ДФС и усиление ее институциональной способности в администрировании налога.
Единый счет
Кроме того, Минфин наработал законопроект о едином счете для уплаты налогов, сборов и единого социального взноса, что предусмотрено законом № 1797.
Введение этого счета позволит упростить процедуру расчетов налогоплательщиков, сэкономит финансовые и временные затраты плательщиков. Законопроект уже принял Кабмин, ждем рассмотрения в парламенте.
Налоговые консультации
Еще одна важная норма закона № 1797 — введение налоговых консультаций.
Неоднозначность налогового законодательства приводит к многочисленным административным и судебным спорам между плательщиками и налоговыми органами. Налоговые консультации — это действенный инструмент, который позволит существенно сократить основания для таких споров.
Учитывая большое количество вопросов, требующих разъяснений, Минфин отобрал наиболее актуальные вопросы на основе предложений от налогового комитета парламента, ДФС и ведущих бизнес-ассоциаций. После этого были отобраны вопросы, требующие консультаций в первую очередь.
На прошлой неделе состоялось заседание Экспертного совета по подготовке обобщенных налоговых консультаций, где был рассмотрен вопрос банковского сектора.
Аудиторская реформа
Минфин долго работал над аудиторской реформой и разработал модель реформирования системы регулирования аудиторской деятельности в Украине в соответствии с международными стандартами и лучшими мировыми практиками. Парламент принял изменения в закон о бухгалтерском учете и закон по аудиту финансовой отчетности и аудиторской деятельности.
Закон предлагает оптимально сбалансированную систему общественного надзора и саморегулирования аудиторской деятельности, которую поддержали международные организации и регуляторы. Это также будет способствовать позитивному инвестиционному климату в Украине, в частности повысится уровень доверия инвесторов к финансовой отчетности.
Кроме того, это будет способствовать прозрачности и достоверности финансовой отчетности банков, страховых компаний, эмитентов ценных бумаг, других публичных компаний, в том числе государственных, и откроет украинским аудиторам доступ на европейские рынки.
Регистратор расчетных операций (РРО)
Минфин также работает над расширением сферы применения РРО. Это один из важных инструментов детенизации экономики страны.
В частности, для уменьшения расходов предпринимателей на приобретение традиционных РРО в рамках деятельности созданной при Минфине рабочей группы прорабатывается вопрос введения всех возможных технологий в сфере РРО, в том числе внедрение цифровых РРО.
Бизнес получит возможность использовать собственные компьютеры, планшеты, смартфоны или другие устройства для формирования расчетных документов и фискальных отчетных чеков.
Евгений Капинус
государственный секретарь Министерства финансов
По материалам сайта https://www.epravda.com.ua/