"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Эксперты: В Украине может существенно подорожать дизельное топливо

Сейчас на долю РФ приходится до четверти всего импорта этой продукции в страну. Однако повышать цены для украинских компаний рискованно — как раз сейчас претензии импортерам предъявил Антимонопольный комитет, пишет «Коммерсант-Украина» в статье «Импорт подорожания».

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) крупнейших нефтедобывающих компаний России — «Роснефти» и ТНК-ВР — начали повышение оптовых цен на топливо, сообщило Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса РФ. Стоимость бензина «Роснефти» по сравнению с прошлой неделей увеличилась от 1,5% до 4,8%, зимнего дизеля — на 1,5-1,6%. НПЗ ТНК-ВР повысили оптовую стоимость на Аи-92 на 1,5%, а на Аи-95 — на 1%. В ТНК-ВР заявили, что «рост цен объясняется конъюнктурой рынка». Источник в «Роснефти» говорит, что «компания практически не повышала цены весь прошлый год, сейчас рост незначительный».

Прежде всего рост стоимости топлива объясняется плановым увеличением акцизов с начала года в среднем на рубль, говорит аналитик «ИФД-Капитала» Виталий Крюков. Пока оно коснулось только «Евро-3», но ценообразование на рынке происходит на основе стоимости именно этого вида топлива, поясняет господин Крюков. Кроме того, в 2012 году нефтекомпании довольно долго сдерживали рост цен на нефтепродукты, особенно заметно это было весной во время выборов, добавляет аналитик. Сейчас цены отыгрывают падение в середине декабря прошлого года, когда спрос на нефтепродукты снизился, отмечает директор по развитию Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Павел Строков. По мнению Виталия Крюкова, цена топлива продолжит расти примерно теми же темпами — по несколько копеек в неделю, и, даже несмотря на запрет производства «Евро-2», дефицита на рынке не предвидится.

Эксперты считают, что украинским автомобилистам также следует готовиться к росту цен на нефтепродукты. «В Украину практически не ввозится бензин из России, но зато импортируется дизтопливо. Доля российского импорта в общих объемах поставок дизтоплива в страну составляет от 15% до 25%. И если тенденция роста отпускных цен на топливо в России продолжится, то оно может, хоть и незначительно, подорожать в Украине»,— говорит заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

Пока ситуация на украинском рынке нефтепродуктов стабильная, а в первой половине января даже наблюдалось снижение цен. По данным консалтинговой группы «Аи-95», с конца декабря по вчерашний день средние цены на самый популярный бензин — Аи-95 — снизились на 1,3%, до 10,9 гривны за литр. Стоимость дизеля практически не изменилась и составила 10,03 гривны за литр (-0,2%).

Нефтетрейдеры объясняют произошедшее снижение цен на нефтепродукты очередным противостоянием с Антимонопольным комитетом, который потребовал снизить стоимость топлива. Как рассказал топ-менеджер одного из крупнейших нефтетрейдеров, АМКУ уже разослал участникам рынка письма с рекомендациями понизить цены на нефтепродукты на 20-25 копеек за литр. Это незначительное для потребителей уменьшение цен нефтетрейдерам кажется слишком неподъемным. Они заявляют, что уже снижали свою рентабельность во время выборов, когда правительство пыталось не допустить усиления отрицательных настроений населения. В АМКУ, в свою очередь, грозят штрафами. В итоге на рынке может возникнуть дефицит топлива, как это уже было ранее.