«Это лишь 2,5% от общей выручки агросектора, но экспорт по этой группе товаров растет быстрее, чем по большинству других», – говорит Ярмак.
В разрезе отдельных продуктов больше денег принесли концентраты томатного, яблочного и других соков, а также экспорт соков – около 31% от общей суммы. На втором месте – орехи, которые принесли $ 101 млн или 24% от всей экспортной выручки.
Свежие фрукты обеспечили $ 94 млн и 23% от общей выручки. Остальные – это другая продукция переработки и свежие овощи, которые в совокупности занимают около 22%.
При этом объем торговли овощами не включает бобовые культуры, которые обычно туда приписывают, кроме зеленого горошка и фасоли – они отнесены к сегменту переработки овощей.
Эксперт ФАО отмечает, что сегмент свежих овощей и фруктов быстро оправился от потери российского рынка. Более того, рост даже ускорился. Переработка полностью еще не восстановилась, но показала первый рост, причем сразу на 26%. Прогнозы на 2018-й тоже положительные.
А вот орехи дают больше экспортной выручки, чем все фрукты вместе взятые. И даже больше, чем экспорт муки, спирта, говядины или сухого молока.
«При этом рост экспорта ореха в последнее время не отмечается. Коррупционные схемы, мешающие прозрачном экспорта товара, продолжают негативно влиять на отрасль и сокращают экспортную выручку. В то же время, уже через 2-3 года начнут давать урожай новые интенсивные сады грецкого ореха, которые смогут дать новый толчок этому бизнесу », – добавляет Ярмак.
К слову, рентабельность орехового бизнеса может превышать 400%. А на каждый доллар инвестиций, вложенный в переработку, возвращается три.
Подготовил Александр Легезин