Аналитики считают, что привлекать кредиты госпредприятия могут и сейчас, так что новый механизм не спасет их от финансовых проблем, пишет газета Коммерсантъ-Украина.
Отмечается, что при этом заемщикам может стать труднее получить обратно свои средства.
Таким образом, министерство юстиции предложило механизм досудебной санации госпредприятий, который даст возможность избежать их банкротства. Проект прописывает метод санации таких предприятий благодаря внебюджетным деньгам до старта дела о банкротстве.
Право начинать процедуру оздоровления госпредприятия должен получить его руководитель или кредиторы. Подобное решение может быть сделано в случае отсутствия или дефицита бюджетных финансов, но лишь при условии, что во время санации не предусматривается отчуждение недвижимости предприятия, которая гарантирует осуществление его основной производственной деятельности.
Более того, санация не должна лимитировать производственную деятельность предприятия и лишать его имущества. Если подобные меры не стимулируют восстановление платежеспособности, уполномоченное ведомство откажет в согласовании проведения санации госпредприятия. Такой механизм должен позволить сэкономить бюджетные средства и реабилитировать предприятие, не доводя его до банкротства.
Как считает глава Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимир Щелкунов, новый механизм защитит госпредприятия от целенаправленного банкротства. «Сейчас это стало очень большой проблемой. Однако существуют сомнения, сможет ли механизм нормально действовать, не приведет ли он к еще большим злоупотреблениям», – пояснил он.
Аналитики говорят о существенных недостатках предложенного механизма. Партнер адвокатской фирмы AstapovLawyers Татьяна Кузьменко подчеркивает тот факт, что предприятие-должник в рамках санации может получать кредиты не только от своих текущих заемщиков. «Никто не мешает руководителю госпредприятия привлечь кредит, восстановив платежеспособность компании. Однако появление нового механизма досудебной санации позволит существенно отсрочить получение кредиторами своих средств, поскольку вместо процедуры банкротства предприятие будет находиться в состоянии санации, срок которой не определен», – предупреждает юрист.
Более того, правоведы не исключают и злоупотреблений в ходе процедуры. «Документ запрещает отчуждение или приватизацию недвижимого имущества, однако в нем ничего не говорится ни о запрете на отчуждение корпоративных прав, ни о возможности долгосрочной концессии имущества госпредприятий», – уточнила Кузьменко. Впрочем, в пояснительных записках ведомства юстиции отмечается, что документ не содержит «правил и процедур, содержащих потенциальные риски коррупции».