Как изменились потребительские предпочтения украинцев. ИНФОГРАФИКА

29.01.2015 09:23   -
Автор:
На примере изменения интереса аудитории В2В-платформы Allbiz к различным товарным позициям Forbes проследил, как ключевые события ушедшего года влияли на электронную коммерцию в Украине. И хотя не все клики конвертируются в заказы, а затем в покупки, они наглядно отражают изменения в настроениях интернет-предпринимателей. Поскольку год был уникальным для нашей страны, и многие события произошли впервые, пиковые показатели посещаемости сравниваются со среднегодовыми в 2014 году.
Примечательно, что в числе популярных позиций нередко присутствует оружие и товары двойного назначения. Это объясняется тем, что на сервисе зарегистрированы оборонные предприятия, например, Завод им. Малышева или Харьковское КБ им. Морозова.
Неизменным атрибутом Евромайдана и дальнейших крупных акций протеста были шины. Казалось бы, интерес к ним должен был зашкаливать в период активных фаз противостояния, однако спрос на шины менялся в зависимости от сезона: повышался осенью и весной, когда водители «переобувают» автомобили, а зимой и летом падал. Больше того, в январе 2014 года, в момент ожесточенного силового противостояния, посещаемость страниц с шинами просела.
Иначе складывалась ситуация с респираторами и противогазами – непременными аксессуарами евромайдановцев. В январе их искали вдвое чаще, чем в среднем за год. Еще один всплеск посещаемости был зафиксирован в мае, когда заговорили о применении химического оружия на Донбассе.
На баррикадах были развернуты «полевые» госпитали, и это, вероятно, объясняет рост популярности хирургического инструментария и оборудования для травматологии.
Евромайдан сопровождался ростом уличного криминала. В столицу съезжались «титушки», а на борьбу с ними выходили отряды местной самообороны. В регионах захватывались отделения силовых ведомств, звучали публичные призывы вооружаться, доверие к правоохранительным органам было низким. Закономерно пользователи чаще искали средства самозащиты. Спрос на оружие, в том числе сигнальное и травматическое, достиг пиковых показателей уже после Евромайдана – к марту-апрелю. Начиная с мая, украинцы все чаще интересовались более «серьезным» вооружением.
Патриотическая символика, флаги и вышиванки и раньше пользовались успехом, но с января 2014 года спрос на них стабильно рос: к апрелю – почти в два раза, и достиг пика в августе, ко Дню независимости. Далее последовал спад, и уже к ноябрю посетителей страниц с вышиванками и флагами стало в четыре и шесть раз меньше соответственно.
Начиная с марта, резко и сразу более чем вдвое выросла популярность танков, стрелкового оружия и приспособлений для техногенной безопасности (прежде всего, бомбоубежищ).
В мае часто звучали заявления, будто на Донбассе применяют химическое оружие. Как следствие, интерес к противогазам и респираторам увеличился на треть.
АТО переформатировала структуру интернет-торговли в Украине, однако, начиная с осени, популярность оружия и экипировки неуклонно снижается – сказывается усталость населения и недавнее перемирие, которое хотя и нарушалось, все же снизило напряженность в регионе.
Летом зафиксирована максимальная посещаемость страниц с автоматами и пулеметами, а также с оборудованием для производства оружия.
Бум на средства химической, радиационной и биологической защиты пришелся на июнь, что объясняется взаимными обвинениями украинских военных и боевиков в применении запрещенных видов оружия.
Из-за перебоев с обеспечением бойцов пользователи стали гораздо чаще искать военную амуницию.
На продукты длительного хранения, вопреки ожиданиям, ажиотажа не было, а спрос на них был стабильным в течение всего года.
Начиная с весны, широко обсуждалась угроза остаться без российского газа, а с лета (когда стало ясно, что ситуация на Донбассе скоро не разрешится) – еще и без угля. Но только к началу осени, с приближением отопительного сезона, угроза вылилась в двукратный рост интереса к твердотопливным котлам, биотопливу, каменному, бурому и древесному углю. Причем соотношение между кликами и запросами на уголь составило 1:13 – это довольно высокий показатель, он говорит, что интерес не был праздным. Чаще всего уголь искали в Украине, а из запросов, отправленных за рубеж, большинство ушло в Польшу (63%) и только 12% – в Россию.
Летние перебои с горячей водой закономерно отразились на спросе на водонагреватели – в июле он вырос в 1,5 раза.
В сентябре более чем вдвое выросла популярность печей, прежде всего «буржуек». Осенью в 1,5 раза вырос интерес к счетчикам на газ, воду, электроэнергию и тепло – повышение тарифов на ЖКУ заставило задуматься об экономии.
На фоне сентябрьских предупреждений о веерных отключениях электроэнергии произошел кратковременный всплеск интереса к оборудованию для альтернативной энергетики. К ноябрю он уже прошел. Резкий скачок объясняется, скорее, эмоциями, а не рациональным намерением сделать покупку, тем более, довольно дорогую. Аналогично в ноябре начал затухать бум на генераторы, источники бесперебойного питания и передвижные электростанции, однако в декабре, на фоне новых предупреждений об отключениях, началась новая волна интереса к данным товарным категориям.
По данным Госстата, за январь-ноябрь 2014 года спад промышленного производства составил 10,1%, сокращение объемов строительства – 27,3%. Закономерно пользователи заметно реже интересовались промышленным и металлургическим оборудованием, крупным транспортом (авиа, ж/д, водным и проч.), строительной техникой и древесиной. Наиболее мощный приток трафика пришелся на начало, а проседание – на середину и конец прошлого года.
Поводом для оптимизма может служить оживление в сегменте металлургии, где трафик приближается к уровню начала 2014-го. В течение всего года сохранялся стабильно высокий спрос на дерево и пиломатериалы, он особенно вырос во ІІ полугодии. Подъем в промышленности и строительстве ожидается, когда Украина приступит к восстановлению инфраструктуры и предприятий на Донбассе – тогда понадобятся материалы, оборудование и рабочие руки.
По данным Госстата, в третьем квартале 2014 года реальный доход населения снизился на 9%, уровень безработицы составил 9,3%, инфляция за январь-ноябрь – 21,1%. Несмотря на это, кофеен, кондитерских и булочных становится больше. На полках магазинов появляется «именная» продукция от частного бизнеса и небольших фермерских хозяйств. Открываются отечественные одежные бренды.
На январь-февраль приходится всплеск интереса к оборудованию для пекарен, обработки молока, птицеводства и производства мыла. Летом наблюдался сезонный всплеск популярности оборудования для производства пива. Осенью возрос интерес к оснащению для пастеризации и для производства ликероводочной продукции.