“Себестоимость украинского газа не превышает 1 тыс. грн за тысячу кубов. Поэтому заявленная цена на газ для населения в 7200 грн является неоправданно высокой. Если заложить разумную прибыль для государственных монополий, со всеми налогами и сборами, цена на газ для населения должна остановиться на отметке 3-3,5 тыс. грн”, – рассказывает руководитель “Публичного аудита” Максим Гольдарб.
По его словам, данные Минсоцполитики о том, что тарифы не пересматривались с 2006 года, являются безосновательными, ведь, как показал независимый аудит, за последние 19 лет тариф на газ для населения увеличился почти в 7 раз (на 584%) – со 175 грн до 1197 грн за тысячу кубов; в долларах США он повысился более чем в три раза – на 203%.
“Комплексный анализ тарифов на ЖКХ вывел на поверхность целый комплекс проблем в системе формирования тарифов. Мы не согласны с тем, что правительство вместо того, чтобы преодолевать существующие коррупционные схемы, притеснять расходы самих монополистов, просматривать устаревшие нормативы, фактически поставило населению ультиматум платить неподъемные сегодня суммы. Причем, тарифы в тех секторах, где сверхприбыли получают монополии, экспортеры, чиновники не затрагивают”, – утверждает Максим Гольдарб.
Руководитель “Публичного аудита” приводит пример, при котором украинцам предлагают платить за отопление примерно столько же, сколько платят на крайнем Севере в России, в Якутии, где температура держится 50, а отопительный сезон длится более 250 дней. “Проблема в том, что мы живем по устаревшим нормам расчетов еще 70-80-х годов прошлого века. В 2006 году государственные строительные нормы установили вдвое ниже теплопотери, но мы почему-то их не принимаем во внимание. Получается, государство заботится не о населении, а о монополистах, доходы которых могут уменьшиться вдвое”, – рассказывает специалист.
По мнению Максима Гольдарба в целом с тарифами на тепловую энергию в Украине огромные разногласия. Так, стоимость услуг Кузнецовского городского коммунального предприятия в 6,5 раз ниже аналогичных услуг КП “Тепловые сети Харьковского района Харьковской районной государственной администрации” и в 4 раза ниже услуги ПАО “Киевэнерго”. “Понятно, что это связано с типом и эффективностью оборудования, состоянием теплосетей, но не менее значимым является и коррупционный фактор”, – отмечает он.
Кроме того, по его словам, при определении тарифа на отопление учитывается только площадь, при этом не учитывается объем помещения, хотя затраты тепловой энергии напрямую зависят именно от объема. “Система расчета создает неравные условия для владельцев квартир. Жители квартир высотой 4,8 и 2,4 м платят одинаково, хотя тратят совсем разное количество тепловой энергии. То есть, владельцы менее комфортного жилья дотируют владельцев более комфортного”, – утверждает руководитель “Публичного аудита”.
“На сегодняшний день местные советы вместе с местными монополиями вполне могут выписывать тарифы, которые им угодно, закладывая в них и предыдущие долги, и будущие коррупционные желания. Например, нам известны отдельные случаи, когда местные советы принимают решения о потерях воды до 70%”, – добавляет он.
Как отмечает экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко, МВФ не ставил перед Украиной требования именно такого уровня тарифов. Фонд обязал Правительство выводить природные украинские монополии, которые находятся в кризисном состоянии, на уровень рентабельности. “Поэтому мы требуем публичной дискуссии и аудита “Укргаздобычи”, “Нафтогаза”, чтобы понимать, почему устанавливаются такие колоссальные затраты на газ. Почему “Нафтогаз” устанавливает цену, которая на 6 тыс. грн выше той, по которой он получает газ в “Укргаздобыча”? Если в эти затраты включили обслуживание 115 млрд грн долгов “Нафтогаза”, то это как минимум нечестно по отношению к обедневшего населения, это не его долги”, – убежден он.
Подготовила Елена Друбич