Ключевые цифры бюджета-2015 перепишут в феврале
Закон «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», подписанный президентом Петром Порошенко в последние часы 2014 года, предусматривает рост доходов по сравнению с показателями госбюджета-2014 на 26% – до 475,94 млрд грн, тогда как рост расходов предусматривается на уровне 19,5% – до 527,89 млрд грн.
По сравнению с первоначальным вариантом главной сметы страны доля расходов возрастает с 27,6% ВВП до 30,6% ВВП. В свою очередь, соотношение доходов бюджета к ВВП, которое характеризует налоговую и административную нагрузку на экономику, повышено почти до 28% с 24,6%. Это говорит о том, что роль государства будет расти, хотя правительство в своей программе действий обещало к 2017 году сократить долю расходов к ВВП на 10 п.п. к 2017 году.
При этом дефицит госбюджета ожидается на уровне 63,67 млрд грн, или 3,7% ВВП. Это на 7,1% ниже, чем было запланировано на 2014 год. Однако, данный показатель не учитывает дефицит НАК «Нафтогаз Украины», который правительство будет финансировать за счет выпуска долговых обязательств на общую сумму в 31,5 млрд грн. Дополнительно Кабмин может капитализировать через ОВГЗ и другие предприятия ТЭК (без оговоренного объема).
Кроме того, за счет выпуска ОВГЗ будет осуществляться рекапитализация банков (минимум 36, 5 млрд грн с возможностью увеличения этой суммы), а также рекапитализация Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) – 20 млрд грн. На оплату 7,5 млрд грн долгов, гарантированных государством, выпустят казначейские векселя. В итоге общий дефицит бюджета может достичь 160 млрд грн или порядка 9% ВВП.
Концы с концами
Закрывать эту дыру будут традиционно – за счет перечисления НБУ 65,4 млрд грн. Тогда как в 2014 году НБУ перечислил лишь 22,8 млрд грн. Примечательно, что в первоначальном варианте бюджета Кабмин планировал отказаться от такой меры. Но жесткие экономические реалии похоронили эти благие намерения. Также правительству не удалось уменьшить размер госгарантий с 25 млрд грн в 2014 году до 18 млрд грн в 2015-м.
В опубликованном тексте закона («Голос Украины» от 31 декабря 2014 года) этот предел сохранен на уровне 25 млрд грн. Основная часть госгарантий будет касаться сферы повышения обороноспособности страны. Второе направление – стратегические проекты в рамках международных договоров Украины. Среди них – финансирование проектов, направленных на повышение энергоэффективности и укрепление конкурентных преимуществ украинских предприятий. Что будет считаться «укреплением конкурентных преимуществ», видимо, будут решать в Кабмине.
Еще один «способ» свести концы с концами – повышение предельного размера госдолга. На конец 2015 года он зафиксирован на уровне 1,176 трлн грн (68,3% от ВВП), что на 45,7% больше того, что было запланировано на конец 2014 года. К сожалению, госбюджет на 2015 год свидетельствует о том, что правительство намерено в очередной раз латать финансовые дыры, радикально ничего не меняя.
Чтобы сократить расходы госбюджета государство намерено сохранить прожиточный минимум и минимальную заработную плату в 2015 году на уровне прошлого года – соответственно 1176 грн и 1218 грн в месяц. И только с 1 декабря 2015 года запланировано их повышение соответственно до 1330 грн и 1378 грн. Нормы о сокращении финансирования госслужащих также нашли свое отражение, но уже в другом, отдельном законе (№76 от 28 декабря 2014 года).
Поэтому заместитель министра финансов Денис Фудашкин даже был вынужден опровергать слухи об исчезновении соответствующей нормы в обнародованном законе о госбюджете-2015 и сохранении прежнего финансирования бюрократов. Зарплаты государственным служащим в 2015 году все-таки сократят, в частности, это касается и народных депутатов. Ограничения зарплат госслужащих предусмотрены в размере семи минимальных зарплат (это касается и депутатов), а в случае сокращения численности без соответствующего изменения фонда оплаты труда – до 10 минзарплат. Такое ограничение не касается военнослужащих и зарплат на стратегических госпредприятиях.
Доходную часть правительство намерено пополнить за счет введения дополнительных налогов. Например, отдельным законом на 12 месяцев введены дополнительные импортные пошлины на 100 товарных групп по ставке 5-10%. Что позволит увеличить доходы бюджета на 17,6 млрд грн. Продление отдельным законом военного сбора на весь 2015 год может принести в бюджет еще минимум 5,5-5,6 млрд грн.
К сожалению, конкретные цифры по отдельным видам налогов до сих пор недоступны. Так как в газете был опубликован только сам текст закона о госбюджете, без дополнительных таблиц. А на сайте Рады пока отсутствует пока даже текст закона. Впрочем, закон о госбюджете на 2015 год требует, чтобы до 15 февраля правительство внесло предложения изменений к госбюджету по результатам принятых поправок в другие законы и переговоров с международными финансовыми организациями.
До этого срока запрещено распределять государственные капитальные расходы и средства государственного фонда регионального развития. А это значит, что конкретные цифры могут еще раз поправить.
Источник: Вести