На своей первой в 2016 году пресс-конференции президент Петр Порошенко озвучил новый план по возвращению Крыма. По его словам, аннексированный полуостров можно вернуть только дипломатическим путем, и способствовать этому будет новый формат переговоров, разработанный в Киеве. “Борьба за возвращение Крыма остается первым приоритетом повестки дня, — подчеркнул Порошенко. — Мы предложим создать международный механизм по деоккупации полуострова. Оптимальным форматом для начала такого механизма я рассматриваю формат “Женева плюс”: при участии наших партнеров из ЕС и США и, возможно, стран-подписантов Будапештского меморандума”. Кто может войти в “плюс” и поможет ли новый механизм переговоров вернуть Крым, разбиралась “Сегодня”.
ЗОВУТ КИТАЙ. Напомним: “Женевский формат” подразумевает участие в переговорах между Украиной, Россией и ЕС еще и США. Кроме того, в состав переговорщиков может официально войти и Великобритания — как страна-подписант Будапештского меморандума. А вот приставка “плюс” в заявлении Порошенко, по словам политолога Александра Палия, означает привлечение стран, которые не подписывали меморандум. “Такими странами могут стать Франция и Китай”, — считает Александр Палий.
В Европе план Порошенко, судя по всему, нашел поддержку. “Я понимаю, что Украине нужно найти решение по Крыму. Мы поддерживаем инициативы, направленные на то, чтобы Крым снова стал неотъемлемой частью Украины, и делаем все в поддержку этого”, — заявил глава МИД Дании Кристиан Йенсен.
Впрочем, по мнению политолога Андрея Бузарова, рассчитывать на КНР Киеву не стоит. “Я думаю, Китай не станет вмешиваться во внутренние дела Украины и России — у них хватает внутренних проблем, — говорит Бузаров. — КНР будет максимально дистанцироваться, поэтому, скорее всего, к участию пригласят новое европейское государство-посредника, например Польшу”.
НУЖНО ВРЕМЯ. Но без ответа остается главный вопрос: сядет ли Россия вообще за стол переговоров с Украиной, даже если за нашей спиной будут маячить флаги США и Англии? Ведь если на Донбассе РФ хотя бы признает конфликт, то в случае с Крымом российское руководство проблему вообще не видит. Более того, каким бы ни был формат переговоров по деоккупации полуострова, он может быть затянут, равно как и Минский процесс, подозревают эксперты. Но председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров уверяет: России придется договариваться. “Время старта Минских переговоров и сегодняшняя ситуация — совершенно разные условия как для Украины, так и для России. РФ попала в ловушку, которую сама себе и устроила, проигнорировав все нормы международного права. И теперь условия, в которых она оказалась (международные санкции, падение экономики. — Авт.) намного более трудные, чем в конце 2014 — начале 2015 года”, — уверен Рефат Чубаров. Но директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник настроен пессимистичнее: “Нужно искать, конечно, любые форматы. Но кардинальным образом качество переговоров вряд ли изменится”, — говорит он. Согласен с ним и политолог Ярослав Макитра: “Крымский вопрос зависит не от формата переговоров, а от того, насколько сильно будут влиять на Россию санкции. Крым — это последний вопрос, в котором уступит Путин, и маловероятно, что он отдаст Крым благодаря дипломатическим усилиям. В ближайшей перспективе вернуть Крым возможно только в случае распада России — тогда и нужен будет широкий формат переговоров. А сейчас решить вопрос вряд ли получится, даже привлекая сильные страны”, — считает эксперт.
Айдер, житель Крыма
— Крым можно вернуть точно так же, как его и забрали у Украины, когда в России будет нестабильная политическая ситуация — например, революция или смена власти. Воспользовавшись моментом, когда в РФ не окажется людей, ответственных за принятие важных решений, можно будет снова вернуть полуостров. Как это сделать — РФ уже показала.
Руслан Бортник, политолог
— Крымский конфликт состоит из трех уровней: украинско-американский, украинско-российский, и внутриукраинский. Он может быть разрешен, если США с РФ или Украина с РФ найдут понимание, и если украинская элита будет иметь желание его разрешить, ведь для части людей во власти этот конфликт приносит политические дивиденды.
Ленур Ислямов, координатор блокады Крыма
— Мы должны отдавать себе отчет, что ведем войну против оккупантов, захвативших наши территории. Я отношусь к тем людям, которые считают, что свою территорию мы должны отвоевать вооруженным путем. Дипломатический путь — это, конечно, хорошо. Но мы потеряли уже два года, а в это время Россия все больше укрепляется в Крыму.
Источник: Сегодня
Подготовила Елена Друбич