Крым. УкраэроРАЗруха
Несмотря на запрет Европейской организации по безопасности аэронавигации (Евроконтроль) полетов в Крым, в частности, в Симферополь и Севастополь, билеты на рейсы некоторых перевозчиков можно вполне легально приобрести. В частности, речь идет о прямых перелетах Киев – Симферополь – Киев «Международных авиалиний Украины» (МАУ) и Стамбул – Симферополь – Стамбул турецкой авиакомпании Atlasjet Airlines. Генеральный директор «Амадеус Украина» Алексей Муромцев подтвердил Forbes, что расписания соответствующих рейсов находятся в глобальной системе бронирования GDS (Global Distribution System). В случае с МАУ присутствует дополнительная оговорка о возможных ограничениях со стороны государственных регуляторных органов (дословно – subject to government approval).
«Пока никаких предпосылок [для возобновления полетов] нет. Вчера я был в Министерстве инфраструктуры, общался со специалистами – все они недоумевают, на что рассчитывает авиакомпания [МАУ], – подчеркивает транспортный эксперт Александр Кава. – Например, Turkish Airlines, которые в свое время тоже отменили рейсы в Симферополь и обещали возобновить в конце июня, пока продажу билетов не начали».
Действительно, на сайте этого турецкого перевозчика размещено объявление о прекращении полетов в Симферополь до 27 июня. Причем, в отличие от Atlasjet Airlines и МАУ, нельзя забронировать билеты и на более поздние даты.
Примечательно, что МАУ и Atlasjet Airlines являются частными авиакомпаниями (первую СМИ связывают с именем Игоря Коломойского), тогда как 49% флагманского турецкого перевозчика Turkish Airlines принадлежит государству. МАУ и Atlasjet Airlines не позиционируют себя в качестве лоукостов, хотя некоторые предпосылки для этого имеются. Так, национальный украинский перевозчик ввел платное питание на рейсах, а цена за перелет Стамбул – Симферополь на 18 июля, по данным Book&Trip, составляет всего 578 гривен.
Лакомый кусок
На встрече с журналистами 18 апреля вице-президент МАУ по продажам и маркетингу Сергей Фоменко сказал, что отсутствие крымского направления сразу невозможно компенсировать. Компания пытается возместить убытки за счет рейсов в Одессу, Батуми, Тбилиси, а также европейских туристических направлений – Римини или Тенерифе. Впрочем, акционные тарифы на них к моменту подготовки материала составляют 4200 гривен и почти 9000 гривен, тогда как рейс Киев – Симферополь – Киев обойдется только в 2000+ гривен. В этой связи достаточно сложно представить, как европейские направления смогут компенсировать крымские.
До запрета полетов МАУ была самым крупным перевозчиком в Крым: в Симферополь летало три рейса в день, в пик сезона количество рейсов иногда возрастало до четырех. И это, не считая маршрутов Варшава – Симферополь, Тель-Авив – Симферополь, Франкфурт – Симферополь. В планах был и Екатеринбург – партнером МАУ выступает российская авиакомпания «Сибирь» (ТМ S7 Airlines), и совместными усилиями этот рейс можно организовать со стыковкой через Москву.
В летние месяцы прошлого года, помимо МАУ, из Киева в Симферополь летали Air Onix, которую связывают с именем Алексея Азарова, и «ЮТэйр Украина». «Симферополь летом – традиционно одно из самых востребованных направлений, а теперь на этой линии вообще никого не осталось. Учитывая, что даже сейчас во время майских праздников спрос на железнодорожные билеты в направлении Крыма был очень большой (уже за полторы-две недели все билеты раскупили), вероятно, МАУ не против заработать на этом пассажиропотоке», – предполагает Кава. Правда, в отличие от предыдущих лет, в этом году «Укрзалізниця» не назначала ни одного дополнительного поезда.
Комментарии представителей МАУ получить не удалось. В прошлом году авиакомпания перевезла на этом направлении примерно 190 000 пассажиров, из которых 70-80 тыс. – транзитные, сообщил ранее гендиректор компании Юрий Мирошников. Сейчас в Симферополь летают только российские авиакомпании из Москвы и регионов России. По словам Кавы, они выполняют до 20 ежедневных рейсов в Симферополь из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Анапы, Минеральных Вод, и все рейсы проходят исключительно через территорию России. То есть самолеты из Москвы и Петербурга летят не по кратчайшему пути, а облетают территорию Украины и входят в воздушное пространство Крыма над Керчью.
На честном слове и на одном крыле
Старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко настаивает на том, что полеты в Крым осуществляться не могут. Он ссылается на консолидированную позицию Госавиаадминистрации, Евроконтроля и позицию ICAO (International Civil Aviation Organization). «По состоянию на сегодня я лично не вижу никаких возможностей для украинской авиакомпании туда летать. Ни одна международная цивилизованная компания, кроме российских, не пойдет на нарушение позиции международного регулятора», – считает он. Кава добавляет, что для возобновления полетов в Крым авиакомпаниям придется решать вопросы с властями России и автономной республики по поводу доступа в воздушное пространство полуострова. Такие переговоры, по сути, будут означать, что украинская, турецкая или любая другая сторона признает новый статус Крыма.
ICAO небезосновательно считает регион небезопасным, и страховщики отказываются страховать самолеты для полетов над его территорией. Кроме того, Еврокомиссия и американские власти могут принять решение о санкциях в отношении авиакомпаний, которые осуществляют полеты над оккупированными территориями. По той же причине крупные российские банки и страховые компании не хотят открывать офисы на оккупированной территории.
Если санкции начнут действовать, не исключено, что в Крым перестанут летать и российские сетевые перевозчики «Аэрофлот» или «Трансаэро», а останутся только местные. Сегодня, по их же мнению, они летают в Крым по внутренней территории России, и потому игнорируют рекомендации Евроконтроля и ICAO. «Нужно понимать, что тот же «Аэрофлот» – фактически государственная компания, и она делает все, чего хочет диктатор в Кремле», – утверждает Марченко.
Руководитель пресс-службы «Украэроруха» Наталия Литвиненко говорит, что попытки российских властей заменить провайдера аэронавигационного обслуживания в Симферопольском районе полетной информации (в Украине их всего пять) представляют реальную угрозу безопасности полетов. По словам пожелавшего остаться неназванным эксперта, даже экипажи российских воздушных судов предпочитают при полетах в зоне Крыма доверять диспетчерам в сопредельных районах Одессы и Днепропетровска.
Невозможное возможно
Как отмечает Муромцев, наличие расписания рейсов авиакомпании в системе бронирования еще вовсе не означает начала выполнения реальных полетов. Не исключено, что данные в GDS подтягиваются автоматически – официальное уведомление регулятора об изменении в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации (NOTAM) имеет ограниченный срок действия, и он как раз истекает в июне.
Если это так, непонятно, почему в контакт-центре МАУ операторы ничего не имеют против приобретения билетов на рейс Киев – Симферополь. Впрочем, с оговоркой, что рейс могут отменить, и в таком случае авиакомпания вернет деньги за билет без учета сервисного сбора. В турецкой Atlasjet Airlines предложили Forbes купить билеты на Стамбул – Симферополь безо всяких оговорок.
Источник: Сергей Мишко, Екатерина Гребеник,Forbes