Кто, когда и за сколько раскупит украинские земли
Не успела украинская общественность прийти в себя после заявления премьер-министра Арсения Яценюка о распродаже 1 млн. га государственных сельхозугодий, как правительство выдало очередную земельную идею. В размещенной на официальном сайте Кабмина “Программе действий правительства на 2016 г.” предлагается разрешить свободную продажу наших черноземов, по сути сняв действующий сейчас мораторий.
Согласно чиновничьему плану, отечественный рынок земли будут открывать в два этапа. Со следующего года потенциальным покупателям станут доступны государственные угодья, а с 2019г в свободный оборот запустят частные земли, в том числе, селянские паи. Уже к концу марта в правительстве собираются сформировать и передать в ВР нужную для осуществления задуманного законодательную базу. “Такой шаг позволит создать полноценный рынок земли, что даст возможность собственникам распоряжаться своим имуществом, будет содействовать развитию бизнеса и привлечению инвестиций”, — говорится в программе.
Стоит отметить, что это уже далеко не первое предложение выставить украинские земли на продажу. Сторонники и противники этой идеи сломали копья в спорах о том, кто, когда и за сколько “скупит Украину”. UBR.ua с помощью профильных экспертов попытался проанализировать все аргументы “за” и “против”, а также понять насколько реальна реализация земельных планов правительства в этот раз.
Земле нужен хозяин
С одной стороны, в снятии запрета на продажу земли есть смысл. Тем более, что на сегодняшний день существует масса способов ее полулегальной реализации (к примеру, долгосрочная аренда на 49 лет). Но так как законодательства, регламентирующего эту сферу нет, она обрастает различными коррупционными схемами.
Ни селянам, владеющим паями, ни государству, ни хозяйствам пользы от этого нет. Аграрная же отрасль несет прямые убытки, уверен президент Земельного союза Украины Андрей Кошиль.
“У нас развивается в основном сырьевое производство. Чтобы создать ему добавленную стоимость, нужны инвестиции — в технологии, системы мелиорации, переработку и пр. Никакой предприниматель не будет их вкладывать, пока не закрепит свои имущественные права”, — пояснил он UBR.ua.
По его мнению, сегодняшняя ситуация, когда владельцы паев сдают свои наделы в аренду, им, мягко говоря, невыгодна. “Как правило, конкуренции среди потенциальных арендаторов нет, так что приходится соглашаться на любые условия. В итоге годовая плата за 1 га земли составляет лишь 700 грн. Только в последних договорах уже наблюдается незначительное повышение тарифов. При этом арендаторы, заполучив землю на 7 лет, не заинтересованы ни в сохранении ее плодородности, ни в развитии сельской инфраструктуры. Из угодий попросту выжимают последние соки”, — отметил он.
По подсчетам Земельного союза, средняя стоимость украинских черноземов после официального старта их продаж составит $3-7 тыс./ га. Это практически такие же расценки, как, к примеру, в Польше или Германии, говорит Кошиль.
Скупят за копейки
Впрочем, вице-президент Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины, имеющий собственное фермерское хозяйство в Харьковской обл. Виталий Львов считает эти цифры завышенными.
“Мы не так давно проводили опрос владельцев паев. Многие заявили, что готовы продать свои наделы по $500-600/га. С учетом нынешней экономической ситуации в стране максимальная стоимость земли вряд ли превысит $1 тыс./га. Ведь у многих сельских семей есть по 10-15 га, за которые можно будет выручить рекордные по нынешним временам деньги”, — рассказал он UBR.ua.
Но даже по $1 тыс./га черноземы смогут покупать разве что крупные агрохолдинги.
“Для мелких и средних хозяйств с земельным банком от 10 га до 5 тыс. га отмена моратория сейчас невыгодна —приобретать угодья им просто не за что”, — констатирует эксперт.
Он прогнозирует, что сравнительно дешевую украинскую землю попросту скупят иностранцы, которые затем будут продавать нам еду втридорога. “Посмотрите на плачевный опыт Болгарии или Румынии, где все земли уже распроданы”, — заметил Львов.
Распродать или сохранить?
Виталий Львов уверен, что более подходящей в наших условиях была бы упорядоченная аренда земли, в том числе, государственной. “Пресловутый 1 млн. га, предложенный к продаже премьером, следовало бы сдать в аренду фермерам на льготных условиях”, — предлагает он.
А если без открытия земельного рынка все-таки обойтись не удастся, то государство должно иметь первоочередное право выкупа угодий. “В свое время так поступили в США – выкупали за бюджетные деньги фермерские наделы и затем сдавали их в аренду. Таким образом из частного оборота там уже вывели порядка 50% земли”, — рассказывает Львов.
Но понятно, что нам американская практика вряд ли подойдет — у государства попросту нет денег.
Народный депутат, член парламентского комитета по вопросам аграрной политики Валерий Давиденко полагает, что говорить об отмене моратория на продажу земли пока преждевременно.
“Сначала мы должны принять закон “Об обороте сельхозземель” (по плану работы Верховной Рады — до июля 2017 г), разработать критерии определения цены (будет ли учитываться плодородие почвы, климатическая зона и пр.), правила проведения аукционов, а по-хорошему, все нужно начинать с инвентаризации угодий”, — сказал он.
И добавил, что стоит также провести тщательную оценку севооборота, чтобы не получилось так, что, сняв мораторий и распродав земли, Украина получит только высоко маржинальные кукурузу и подсолнечник, а пшеницу и крупы будет вынуждена импортировать.
Управляющий партнер международной юридической компании KODEX Евгений Ковтуненко также заметил, что пока не принят полный пакет документов, позволяющий не просто снять мораторий, но и создать действенный механизм запуска земельного рынка.
“На сегодняшний день законопроект “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” пока “сырой” (его разработчик Госгеокадастр вынес документ на общественное обсуждение —прим.ред). До сих пор не закрыты вопросы как именно и в каких нормах должны быть закреплены правила оборота земли как “ценного актива”, не оговорены правила работы земельного банка, аграрной биржи. Нужно также понимать, что открытие земельного рынка чревато волной рейдерских схем, а это требует разработки механизма реагирования на подобные угрозы компетентных органов”, — подытоживает Ковтуненко.
Источник: UBR.ua
Подготовила Елена Друбич