Помимо повышения цен на медсредства на 25%, результатом нововведений могут стать задержки в производстве, поставках и оплате фармацевтических препаратов из-за отсутствия достаточного количества валюты у покупателей в Украине. Фармацевтические компании опасаются, что в связи с дальнейшим усилением дефицита валюты они не смогут вовремя осуществлять платежи по внешнеэкономическим контрактам.
Однако, пока неизвестна ни ориентировочная дата завершения консультаций правительства Украины с ВТО (вводить доппошлины Украина может только после согласования с ними) о введении сбора, ни срок публикации окончательного решения по этому вопросу. Потому бизнес, от которого зависит обеспечение населения лекарствами, находится в подвешенном состоянии.
«Такой способ принятия закона, когда мы наблюдаем кардинальные различия между тем, что было официально заявлено, и фактическим содержанием нормативно-правового акта, является неприемлемым для бизнес-сообщества и негативно сказывается как на его доверии к представителям власти, так и на состоянии дел в таком чувствительном к непредсказуемым изменениям секторе, как фармацевтический», — отметила в разговоре с «Вестями» директор ЕБА Анна Деревянко.
Еще одной проблемой, с которой может столкнуться Украина в таких условиях, станет отказ некоторых международных компаний-производителей поставлять отдельные категории высокотехнологичных медицинских изделий, которым нет аналогов внутреннего производства.
«Для них увеличения налогового бремени может также оказаться непреодолимой преградой. Ведь помимо этого, из-за законодательной коллизии, ситуация с субъективным подходом таможенных органов к определению ставки налогообложения НДС 7% или 20% для медицинских изделий никуда не делась и продолжается уже более девяти месяцев», — добавила Деревянко.
Напомним, по ставке 7% НДС облагается только поставка лекарств в пределах Украины. В статьях закона отдельно не прописан импорт (ввоз на таможенную территорию), так что он вполне может облагаться по общему правилу — по ставке 20%, поскольку не входит в список товаров, освобожденных от уплаты НДС или тех, которые облагаются по ставке 7% и по нулевой ставке.
Покупают меньше
Как рассказали в ЕБА, компании-члены Ассоциации обратились к Президенту Украины для включения всех лекарственных средств и хотя бы части медицинских изделий в перечень «жизненно необходимых», что поможет избежать дополнительного налогообложения, а, следовательно, и очередного удорожания медикаментов.
По словам руководителя компании SMD Ирины Горловой, за прошлый год импортные лекарства в украинских аптеках и так уже подорожали в среднем на 80%. Кроме того, на 40% повысились цены на препараты украинских производителей, поскольку там присутствуют импортные составляющие. «Подорожали и энергоносители, которые также является одной из составляющих цены», — добавила Горлова.
Разумеется, рост стоимости отразился на продажах лекарств: за 2014 г. украинцы приобрели на 12,2% (на 1,12 млрд. штук) упаковок препаратов меньше, чем годом ранее. И, по мнению экспертов, купили бы их еще меньше, если бы не военные действия на Донбассе и ранения украинских бойцов. Благодаря подорожанию рост продаж зафиксирован в денежном выражении: на 14,5% — до 34,84 млрд. грн.
По подсчетам SMD, средневзвешенная стоимость одной упаковки товаров «аптечной корзины» за прошлый год поднялась на 28,5% — до 23,1 грн.
«Оценивая данные, которые предоставляют аналитические компании по рынку, необходимо понимать, что все цифры в расчетах идеалистичны, так как рассчитывались исходя из официальных курсов евро и доллара. А так как в стране фактически отсутствует легальный рынок валюты, импортеры вынуждены покупать ее по иным ценам — более высоким, чем те, что официально декларирует Нацбанк. Реальная ситуация на фармрынке куда более критическая», — отметила координатор ассоциации AIPM Ukraine Катерина Глушаница.
«В минувшем году украинский фармацевтический рынок по уровню потребления находится на уровне показателей 2007 г. Фактически он откатился на семь лет назад», — дополнил оценку коллеги директор фармкомпании «Такеда Украина» Евгений Заика.
Переходим на украинское
По мере подорожания импортных лекарств, украинцы стали активнее заменять их отечественными аналогами, то есть все более ярко выраженным становится импортозамещение. «Кардинальное падение платежеспособности у населения не могло не отразиться на структуре потребления. Вполне естественно, что пациенты переключились на более дешевые аналоги или вовсе отказываются от покупки некоторых препаратов, которые были привычны для них ранее», — заметила Катерина Глушаница.
Впрочем, подорожание — не единственная причина снижения лекарственных продаж в Украине. Эксперты выделяют и еще один фактор — рост эффективности современных препаратов: для выздоровления сейчас хватает условно уже не 20 таблеток, а лишь 3. Кроме того, потребители постепенно отказываются от так называемых препаратов комфорта (гепапротекторы, сорбенты, препараты при переедании и т. д.).
Три года на восстановление
Эксперты считают, что по мере дальнейшего подорожания, продажи лекарств в Украине продолжат падать. И первопричиной будет не только рост курса доллара и евро, но и
хаотичное государственное регулирование и лавина разных (часто противоречивых) инициатив. Чем больше дополнительных сборов, акцизов будут вводить украинские власти, тем сильнее станут прыгать цены на препараты.
«Пока можем утверждать лишь то, что все задекларированные планы о глобальной дерегуляции, упрощению условий работы для бизнеса, которые должны позитивно отразиться и на ценовой ситуации на рынке лекарств, не находят должного отражения на практике. А полезные инициативы пока существуют только в головах чиновников», — отметила Катерина Глушаница.
Продолжит давить на фармрынок и валютная составляющая. «Изменение цен зависит от валютной динамики. Если курс доллара и евро будет продолжать расти, то и стоимость препаратов станет подниматься», — говорит Ирина Горлова.
Вместе с тем, эксперты прогнозируют, что текущий кризис продлится несколько дольше, чем в 2008 2009 гг. «Если тогда рынок практически за год вернулся к докризисным показателям, то в наших реалиях потребуется года три», — отметил Евгений Заика.
Источник: Вести