Об этом заявил министр финансов России Антон Силуанов на совещании с членами правительства у президента Владимира Путина. По словам чиновника, российский Минфин готовит конкретный план действий на этот случай.
«Мы в настоящее время, Владимир Владимирович, готовим конкретный план действий на случай дефолта Украины, а по сути дела, в конце декабря если Украина не заплатит, то это будет уже характеризоваться как дефолт, как неплатёж государства перед другим государством, несмотря на действия программ Международного валютного фонда. Поэтому такой план действий подготовим и представим Вам на рассмотрение», – заявил Антон Силуанов.
Ситуация, по словам российского министра, обсуждалась в Перу на встрече G20. Антон Силуанов подчеркнул, что о встрече в рамках мероприятия «с украинским коллегой», на которой он «обозначил позицию о том, что долг, который есть у Украины перед Россией, является официальным и не может рассматриваться как коммерческий долг, переговоры о котором ведутся сейчас с руководством Украины».
Обозначено было и то, что это действительно долг правительства правительству, что он предоставлялся на нерыночных условиях, примерно в два раза ниже, чем стоимость долга Украины в период предоставления этих денег. «Безусловно, я сказал, что в нынешних условиях эти ресурсы учтены у нас в бюджетном процессе, в ходе формирования бюджета на следующий год и на последующие периоды», – подчеркнул российский министр.
В числе действий, которые могут последовать с российской стороны в этом случае, обращение в арбитражные суды в соответствии с международным правом (по английскому праву были размещены такие облигации); также будет поставлен вопрос о состоятельности программы перед МВФ, поскольку программы фонда в обязательном порядке должны предусматривать погашение обязательств перед официальными кредиторами.
«Я разговаривал с коллегами из валютного фонда о том, что они готовят изменения правопорядка, мотивируя тем, что готовятся общие изменения подходов для того, чтобы можно было не включать все обязательства перед суверенными странами, перед официальными кредиторами в объёмы программы, соответственно в объёмы финансирования поддержки из Международного валютного фонда. Понятно, что это делается исключительно в нынешней ситуации для того, чтобы заморозить платежи перед Российской Федерацией», – указал Антон Силуанов.
В свою очередь, Владимир Путин отметил, что ему «не очень понятна логика действий наших партнёров, потому что все же хорошо знают, что Россия, во-первых, по линии МВФ принимает участие в кредитовании Украины», а во-вторых, «мы давно уже получили право потребовать выплаты нам этого долга раньше декабря, имея в виду, что наступили условия в соответствии с нашим контрактом о предоставлении этого, по сути, кредита. Но мы не делали этого именно для того, чтобы не ставить наших украинских партнёров в трудное положение и не усугублять и без того сложную ситуацию в экономике».
«Но деньги‑то наши пусть вернут. А почему МВФ не хочет добавить, допустим, Украине эти три миллиарда с тем, чтобы она могла расплатиться, чем менять свои правила под конкретную страну, разрушая, по сути дела, саму систему правил функционирования Международного валютного фонда?» – задался вопросом президент. «Вы поговорите с коллегами там, – посоветовал он. – Мне кажется, легче пойти по такому пути – добавить Украине три миллиарда, чтобы она могла расплатиться, и все были бы довольны и работали бы в спокойном режиме. Потому что за изменением этих правил в пользу одной из стран могут последовать требования изменить эти правила и для других государств, и к чему это приведёт?»
Впрочем, даже западные эксперты уверены, что МВФ вряд ли станет переписывать свои правила в случае дефолта Украины, так как это создаст опасный прецедент и приведет к репутационным рискам для фонда. «МВФ не может задним числом изменить или упростить условия предоставления средств, которые учитывают контракт, который Украина заключила с Россией… нельзя изменить прошлое. Погашение долга перед Россией целиком должно быть частью любых планов МВФ относительно будущего (в части продолжения текущей программы помощи Украины)», – передает, к примеру, РИА Новости слова гендиректора Smith Research & Gradings Теренса Смита. По словам Смита, усилия МВФ не допустить дефолт Украины по долгу перед РФ можно только приветствовать. Но успех этого процесса и доступ к деньгам МВФ может быть только после погашения всех необходимых платежей и удовлетворения всех их кредиторов, включая Россию.
МВФ не будет оказывать финансовой помощи Украине в обслуживании долга, полагает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Без поддержки погасить долг Украине будет невозможно. Соотношение долг / ВВП Украины сейчас выше 70%, новые заимствования для целей реструктуризации увеличили бы этот показатель до 74 – 75%. Учитывая преддефолтный рейтинг страны, займов на выгодных условиях ей никто не даст.
В случае дефолта России придется добиваться погашения самостоятельно, МВФ будет оказывать консультационную помощь, считает эксперт. Рычаги влияния на ситуацию ограничены, российская сторона может отказаться от предоставления скидки на газ, обращаться в международные суды. Одним из возможных выходов из ситуации может стать реструктуризация задолженности. В этом вопросе помощь МВФ как переговорщика может понадобиться. При согласии сторон добиться реструктуризации на условиях соглашений с другими кредиторами возможно.
«Мне представляется, что Россия прекрасно понимает, что Украина не в состоянии выплатить долг, но хочет чтобы деньги на его погашение дал МВФ, рефинансировав таким образом долги Украины, – комментирует ситуацию независимый аналитик Дмитрий Адамидов. – Собственно говоря, то же самое было неоднократно проделано с долгами по газу, поэтому позиция вполне понятная». Также понятно, продолжает эксперт, что МВФ от такой перспективы, мягко говоря, не в восторге. Но судя по тому, что на переговорах по газу Газпром пошел на уступки и дал скидку на газ у подобной сделки есть неплохие перспективы: договоренности по газу и долгам скорее всего носят связанный характер.
Поэтому, считает Адамидов, скорее всего, нас ожидает еще пару раундов громких заявлений с обеих сторон, а затем МВФ выделит очередной транш, который пойдет на погашение задолженности Украины перед РФ. Конечно, остается вероятность того, что что-то пойдет не так и соглашения не будет достигнуто. «Но я лично оцениваю вероятность такого развития событий не более 20%. Все же курс на консервацию конфликта на Украине, взятый несколько месяцев назад, выдерживается достаточно твердо», – заключает эксперт.
Что же касается «конкретного плана Минфина», то, считает руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт Капитал» Василий Ицков, скорее всего, под ним подразумевается подача иска в Гаагский международный суд ООН о признании Украины банкротом с целью взыскания суверенного долга с государства-должника. Только этот суд может разрешить спор на межгосударственном уровне, тогда как Стокгольмский коммерческий арбитраж не имеет таких полномочий. Иск в этот суд может поступить, только если долг Украины перед Россией не будет признан суверенным. А этого, по мнению эксперта, скорее всего не произойдет, поскольку эмиссия долговых бумаг прошла в соответствии со всеми процессуальными нормами и в соответствии с общими для всех государств правилами. Впрочем, этот факт, как видно, в Киеве вызывает сомнения.
Надо понимать, указывает Ицков, что в данном случае объявление о дефолте по долговым обязательствам нанесет ущерб не только России, но и частным инвесторам, в чьих руках консолидирована большая часть бондов, а также международным финансовым институтам, предоставляющим транши стране. Очевидно, что даже при всей выгоде дефолта, Украина на него идти не готова. В принципе, считает он, российская сторона вправе подать иск о признании Украины банкротом сразу после возникновения проблем с выплатой долга, дедлайн в данном случае является условным. Однако если этого не происходит, иск о банкротстве государства является единственным эффективным инструментом по взысканию средств.
Как напоминает Василий Ицков, в случае признания государства банкротом все его имущество и активы замораживаются, создается надгосударственный управляющий орган, который разрабатывает и участвует в реализации мер, направленных на оздоровление экономики, но только в строго установленные судом сроки. Если по их истечении государство все еще не может расплатиться по внешним долгам, активы реализуются в интересах кредиторов. Этот сценарий может занять несколько лет, поэтому говорить о сиюминутной выгоде для бюджета кредиторов не стоит.
Источник: Expert Online
Подготовила Елена Друбич